Справка и сертификат, подтверждающие резидентство казахстана в 2018 году: понятие налогового резидента для физических и юридических лиц

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ, ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

  • налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;
  • налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

(!) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют.

При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ.

лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • лечения;
  • обучения;
  • исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

  • наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);
  • учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);
  • окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalogoviy-rezident-nerezident.html

О порядке получения документа, подтверждающего резидентство

О порядке получения документа, подтверждающего резидентство

В современном мире международные экономические отношения характеризуются разнообразием и динамизмом. Во избежание двойного налогообложения Республикой Казахстан заключены международные договора с 44 странами, передает Аstananalog.kz.

В случаях, когда налогоплательщики Казахстана вступают в экономические отношения с иностранными лицами, они имеют право на применение конвенций об избежание двойного налогообложения, одним из условий применения которого, является представление документа, подтверждающего резидентство.

Для подтверждения резидентства Республики Казахстан в целях применения международного договора налогоплательщики представляют в налоговый орган следующие документы.

Юридические лица:

1) налоговое заявление установленной формы;

2) нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего наличие в Республике Казахстан места эффективного управления (местонахождение фактического органа управления) получателя (юридического лица) или иных документов, подтверждающих место основного управления и (или) контроля, а также принятия стратегических коммерческих решений, необходимых для проведения предпринимательской деятельности получателя (юридического лица) -предоставляют получатели (только иностранные юридические лица, являющиеся резидентами) на основании того, что его место эффективного управления находится в Республике Казахстан.

Физические лица:

1) налоговое заявление установленной формы;

2) нотариально засвидетельствованную копию удостоверения личности или паспорта Республики Казахстан — предоставляют получатели (граждане Республики Казахстан, являющиеся резидентами);

3) нотариально засвидетельствованную копию удостоверения личности или паспорта, вида на жительство в Республике Казахстан (при его наличии), документа, подтверждающего период пребывания в Республике Казахстан (визы или иных документов) — предоставляют получатели (иностранцы и лица без гражданства, являющиеся резидентами).

По итогам рассмотрения налогового заявления налоговый орган в течение 15 календарных дней со дня его представления:

1) выдает лицу документ, подтверждающий его резидентство по форме, установленной уполномоченным органом. Налоговый орган подтверждает резидентство лица за каждый календарный год, указанный в налоговом заявлении.

2) выносит обоснованное решение об отказе в подтверждении резидентства лица.

В случае утраты документа, подтверждающего резидентство, налоговый орган, выдавший такой документ, в течение 15 календарных дней со дня представления заявления выдает его дубликат.

В городе Астана документы, подтверждающие резидентство налогоплательщиков, выдаются Налоговым департаментом по городу Астана, по адресу г. Астана пр. Республики 52.

Главный специалист

Управление разъяснения налогового законодательства

и международного налогообложения

Налогового департамента по г. Астана

Источник: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31509051

Налоговое резидентство

Налоги и сборы являются главными источниками формирования бюджета государства. Вопросы, связанные с установлением порядка налогообложения экономических субъектов, находятся в приоритете деловой жизни каждого налогоплательщика.

Изменения в законодательстве, рост пошлин для на физических, так и на юридических лиц, разные процентные ставки в тех или иных странах способствовали возникновению понятия налогового резидентства. Например, ставка подоходного налога Болгарии — 10%, Черногории — 9%, а во Франции варьируется от 0 до 49%, очевидная разница дает широкое поле для выбора и планирования своих капиталовложений.

Понятие и особенности

Налоговое резидентство физических лиц — термин, обозначающий статус субъекта экономических отношений, то есть принадлежность лица к системе налогообложения конкретного государства.

Происхождение термина берет начало с латинского языка — «residens», что означает «сидит» или «остается на месте».

В иммиграционном законодательстве понятие резидентства используется для идентификации наличия разрешения (вида) на проживание в стране лиц, имеющих постоянное место жительства и регистрации, а также иностранцев и людей с неопределенным гражданством, подчиняющихся законам государства.

Нередки случаи, когда федерациям и республикам выгодно устанавливать такие критерии, чтобы как можно больше лиц признавались резидентами, а значит выплачивали процент на все свои доходы.

Некоторые либеральные критерии приводят к отсутствию полных обязательств ни в одной из стран, в которых лица проживают и ведут активную деятельность. Поэтому, важно знать — что такое налоговое резидентство.

В налоговом праве резидент — это человек или компания, стоящие на учете в государственном органе выбранной страны и делающие необходимые отчисления, согласно принятым нормам закона.

То есть можно иметь разрешение на проживание в одном государстве, но являться резидентом другого, при этом выплачивая налоги в казну выбранного места, где это наиболее выгодно.

И наоборот — являясь налоговым подданным, можно не иметь вид на жительство, то есть не являться гражданином в миграционном понимании.

Объектами, с которых снимают средства, являются:

  • стипендии;
  • зарплаты;
  • пенсионные обеспечения;
  • прибыль от компании.

Налоговое резидентство юридических лиц

В РФ юридические лица могут быть привлечены к налогообложению:

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Источник: https://vne-berega.ru/articles/biznes-za-graniczej/nalogovoe-rezidentstvo.html

Налоговый резидент в 2018 году — что это такое, физическое лицо которое, подтверждение статуса, кто является

Многие спрашивают, — кто такой налоговый резидент РФ в 2018 году? Чтобы ответить на данный вопрос необходимо знать о некоторых нюансах.

Для налоговых резидентов своего государства, Правительство устанавливает определенные правила налогообложения, которые несколько различаются от принятых для нерезидентов.

Согласно законодательству РФ налоговыми резидентами могут быть признаны как физические лица, так и компании.

Рассмотрим подробней вопросы относительно налоговых резидентов, а также порядок подтверждения их статуса.

Общие моменты

Для того чтобы ответить на вопросы относительно того, кто может быть налоговым резидентом, какие объекты налогообложения и так далее, сперва необходимо разобраться в общих понятиях.

Что это такое

Под определением “налоговый резидент” подразумевается любое лицо, которое на основании законодательства РФ может быть подвержено налогообложению на базе:

  • непосредственного своего места проживания;
  • исключительно по месту своего нахождения;
  • по тому адресу, где зарегистрировано юридическое лицо;
  • места расположения непосредственного своего руководящего органа либо же иного подобного критерия.

Для своих налоговых резидентов законодательство РФ устанавливает единые правила налогообложения, в то время как для нерезидентов они немного отличаются.

Важно помнить: в Российской Федерации обладать рассматриваемым статусом могут не только обычные граждане, но и юридические лица.

Налоговый резидент РФ это физическое лицо, которое проживает в течении 1 календарного года в России на протяжении минимум 183 дней.

Кто таковым является

С целью уплаты налога на доходы, налоговыми резидентами на территории РФ могут быть признаны такие компания, как:

Отечественные организации
Зарубежные организации, которые на законодательном уровне Включая Положения международного соглашения, признаны налоговыми резидентами в России в вопросе налогового обложения. Основная цель заключается в использовании к ним международного права
Зарубежные фирмы, организации, компании Чье место управлении по факту находиться в пределах Российской Федерации. Дополнительно стоит обращать внимание на то, что место не должно предусматриваться международным правом

Стоит отметить, что отечественными организациями, компаниями могут признаваться юридические лица, которые были сформированы действующим законодательством на основании установленного порядка.

Иностранные фирмы, организации и иные корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью и сформированы в четком соответствии с законодательством иных стран.

Дополнительно стоит обращать внимание на тот факт, что налоговые резиденты – компании определяют налог на доходы, отталкиваясь от размера прибыли не только на территории РФ, но и в зарубежных странах.

Нормативная база

Вопросы относительно наличия рассматриваемого статуса на территории РФ регулируются такими нормативными актами, как:

ст. 11 Налогового Кодекса РФ В котором рассматривается вопрос относительно возможности получения статуса резидента, а также дается его четкое определение
Письма ФНС от марта и сентября 2008 года соответственно Которые разъясняют требования для подтверждения статуса резидента и правил составления необходимой документации
Письмо ФНС от августа 2013 года Которое содержит в себе условия для аннуляции статуса резидента РФ
Ст. 76 НК РФ Разъясняющая правила составления заявления на подтверждение статуса
П. 5.6 Раздела 5 НК РФ В котором разъяснятся правило относительно налогообложения полученной прибыли
Читайте также:  Как получить гражданство канады украинцу и россиянину

Несмотря на то, что данный перечень законодательных актов не является исчерпывающим, он включает в себя все необходимые сведения, позволяющие не только понять необходимость в статусе налогового резидента, но и порядок их подтверждения.

На основании указанного законодательства можно сделать вывод, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые не только проживают в России минимум 183 дней, но и являются зарегистрированными по месту своего нахождения.

Налоговый резидент Российской Федерации

Изначально необходимо понимать, что Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено каких-либо правил для возможности подтвердить фактическое время пребывания граждан в России.

Более того, не предусмотрено также и четкого порядка определения его непосредственного налогового статуса.

Одновременно с этим многолетняя практика выработала механизмы для выявления:

  • объектов налогообложения;
  • подтверждения наличия либо же отсутствия статуса налогового резидента РФ, включая необходимый перечень документации для этих целей;
  • а также порядок оформления возврата.

Несмотря на то, что в Налоговом Кодексе РФ об этом упоминается, указанные сведения носят поверхностный характер. По этой причине возникает необходимость в их углубленном изучении.

Объекты налогообложения

Непосредственными объектами налогообложения резидента вправе считать его прибыльная часть, в частности, финансовый капитал, который был получен в форме оплаты:

  • заработной платы;
  • стипендий;
  • пенсионного обеспечения и иной разновидности прибыли.

Иными словами, для резидентов объектом налогообложения считается весь без исключения доход, который был получен не только от источников на территории России, но и за ее пределами.

Подтверждение статуса

Для возможности получения официального документа из налоговой инспекции относительно резидентства, физическое лицо либо же компания, в обязательном порядке должно предоставить заявление в Межрегиональную инспекцию налоговой ФНС по централизованной обработке сведений (МИ ФНС по ЦОД).

Подача заявления должна в полной мере соответствовать требованиям Информационного сообщения налоговой инспекции, которая оговаривает основные принципы процедуры подтверждения.

Если говорить о возможности подтверждения статуса налогового резидента тех ситуациях, которые не связаны с уплатой в России различных налогов и сборов, которые четко предусмотрены соглашение относительно избегания двойного налогообложения, то НК РФ не заставляет физических лиц подтверждать наличие подобного статуса непосредственному работодателю.

Данное правило действует на основании Письма ФНС РФ от марта 2008 года.

Одновременно с этим, по собственной инициативе либо же по требованию налогового агента подтверждающую документацию физические лица могут предъявить на основании Письма Минфина от февраля 2018 года и Письма ФНС от сентября 2008 года.

Дополнительно следует обращать внимание на тот факт, что если документация, способная подтвердить наличие статуса налогового резидента и запрашиваются налоговым агентом, и при этом физическое лицо по каким-либо причинам не предоставит, то можно говорить об отсутствии данного статуса.

Данное правило действует на основании Письма ФНС от августа 2013 года.

Какие нужны для этого документы

Налоговый Кодекс РФ не фиксирует каких-либо правил относительно подтверждения статуса фактического времени пребывания граждан на территории РФ и не устанавливает специальных порядков определения его имеющегося налогового статуса.

Одновременно с этим, документацией, которая способна подтвердить пребывания на территории граждан по факту, принято считать:

  • информация, которая берется из табеля учета трудового времени;
  • копии всех заполненных страниц паспорта, особенно тех, где проставлена отметка о прохождении таможенного контроля;
  • сведения из миграционной карты;
  • документация относительно наличия регистрации по месту проживания/пребывания, которая была

оформлена в предусмотренном законодательством РФ порядке. На основании предоставленных сведений можно без особых проблем выяснить наличие либо отсутствие статуса налогового резидента.

Оформление возврата

В том случае, если по завершению отчетного периода налоговый статус был подвержен изменению, то ко всей прибыли, которая была получена в календарный год обязательно нужно использовать иную ставку.

Налоговый агент не занимается возвращением переплаты НДФЛ, если официально трудоустроенный гражданин по завершению определенного отчетного периода получил статус резидента РФ.

Подобного рода процедура осуществляется исключительно уполномоченным органом, в котором налогоплательщик находится на учете по месту пребывания либо же жительства.

Для возможности получить возврат в налоговую инспекцию следует предоставить:

  • составленное в письменном виде заявление (на основании п. 6, ст. 78 НК РФ);
  • декларацию, составленную по форме 3-НДФЛ;
  • документацию, которая способна удостоверить наличие у конкретного лица статуса налогового резидента РФ в определенном периоде;
  • справку по форме 2-НДФЛ.

Сам порядок, в четком соответствии с которым происходит возврат денежных средств, установлен ст. 78 Налогового Кодекса РФ.

На основании поданной документации, представители налоговой службы обязаны в течении 10 календарных дней принять решение относительно удовлетворения заявления непосредственного налогоплательщика.

Оповестить о нем уполномоченный орган должен в течении первых 5 календарных дней с момента принятия решения.

Дополнительно стоит обращать внимание на то, что справка налогового резидента (по форме 2-НДФЛ) включает в себя всю необходимую информацию относительно удержанных сумм финансовых отчислений.

Данные сведения отображаются в пункте 5.6, 5 раздела, в который заносятся суммарные размера по прибыли и сборам на окончание календарного периода по процентной ставке.

В справке 2-НДФЛ стоит также указать сведения относительно той прибыли, которая подлежит налогообложению в 13%.

На основании предоставленной документации каждый налогоплательщик имеет право получить положенный ему вычет от представителей территориального налогового органа.

Источники доходов

Присвоенное каждому непосредственному налогоплательщику статуса резидент/нерезидент устанавливает его обязанности по уплате налогов в бюджет со своей прибыли, а также оказывает влияние на разновидности и способы отчислений.

В общей ситуации прибыль физических лиц вне зависимости от ее размера подлежит налогообложению по ставке в 13%.

Прибыль от каналов в России, которая была получена физическими лицами, не признаваемых налоговыми резидентами РФ, подлежит налогообложению по ставке в 30%.

По отношению к прибыли в форме дивидендов, от долевого участия в непосредственной деятельности отечественных организаций, полученной такими физическими лицами, используется налоговая ставка в размере 15%.

Видео: налоговый резидент — юридическое лицо

Для прибыли, по отношению к которой устанавливаются иные налоговые ставки в процессе определения налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая и обычные, не используются.

Иными словами, прибыль той части населения, которое не обладает рассматриваемым статусом, будет облагаться повышенной ставкой и одновременно с этим ее невозможно понизить на налоговые вычеты.

В чем разница с резидентом

На основании ст. 11 Налогового Кодекса РФ, обладать рассматриваемым статусом может только та часть населения, которая проживает в России не меньше 183 календарных дней непрерывно.

Иными словами, чтобы понять, являюсь ли я резидентом РФ, достаточно будет рассчитать продолжительность нахождения в России в период с января по декабрь календарного года, не беря во внимание последние и следующие временные рамки.

Резидентом принято называть юридических либо же физических лиц, которые зарегистрированы на территории России и на которых в полном объеме распространяется законодательство РФ.

Одновременно с этим, нерезидентами РФ признается на законодательном уровне юридическое либо же физическое лицо, которое ведет официальную трудовую деятельность в одной стране, но при этом на регулярной основе проживает и прописано в ином государстве.

Важно помнить: нерезиденты РФ вынуждены исключительно налог с доходов, которые они получают от различных источников на территории России. Именно в этом и заключается основное различие между резидентами и нерезидентами РФ.

На основании всего вышесказанного, можно говорить о том, что налоговыми резидентами могут быть все без исключения граждане, которые находятся на территории РФ и имеют прописку по своему месту нахождения либо проживания.

Более того, резидентами могут выступать и компании, ведущие свою официальную трудовую деятельность по российскому законодательству.

При необходимости в подтверждении своего статуса достаточно будет обратиться в территориальное представительство налогового органа и предоставить соответствующее заявление с сопровождающей документацией.

Источник: http://jurist-protect.ru/nalogovyj-rezident/

Кто является резидентом и нерезидентом РФ

При разграничении понятий «резидент РФ» и «нерезидент РФ» часто можно слышать, что любой российский гражданин считается российским резидентом. На самом деле, подобный статус присваивается, исходя из сроков нахождения человека на российской территории.

В основном эти разграничения необходимы для налогообложения и контроля в области валютного законодательства. Для налоговых категорий предусмотрены разные ставки по налогам, для валютных – различные обязанности при открытии счетов за границей и их использовании.

Налоговые резиденты и нерезиденты

Резиденты – это граждане РФ или граждане иных государств, пребывающие на территории РФ больше 183-х суток за последние 12 месяцев.

При этом срок 183 дня не обязательно должен быть последовательным. Главное – общее количество суток в течение года должно быть не меньше 183.

Нерезиденты – российские и иные граждане, пребывающие на российской территории меньше 183 суток за последовательные 12 месяцев.

Исключения:

  1. Российские военные, проходящие службу за рубежом.
  2. Госслужащие, находящиеся в служебных командировках за рубежом.

Получение статуса «налоговый резидент»

Каким образом и кто становится налоговым резидентом:

  • граждане России автоматически, если не доказано иное (факт проживания в РФ меньше 183-х дней);
  • иностранные граждане автоматически признаются нерезидентами, если не докажут, что проживали на территории РФ больше 183-х дней.

Один лишь вид на жительство в РФ иностранного гражданина не подтверждает его признание налоговым резидентом.

Определение данного статуса имеет важное значение. Например, для резидентов РФ налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по ставке 13 %, для нерезидентов – 30 %.

Валютный резидент / нерезидент

Все российские граждане являются валютными резидентами, а также иностранные граждане с видом на жительство и лица без гражданства, постоянно живущие в Российской Федерации.

При этом законодательством предусмотрены обязанности валютных резидентов, возникающие при открытии и ведении счетов за границей:

  • сообщать налоговой об открытии, изменении реквизитов или закрытии счетов в заграничных банках (в течение месяца);
  • раз в год направлять отчёты об операциях на этих счетах (не позднее 1.06 года, следующего за отчётным);
  • осуществлять только те операции, которые перечислены в ст. 12 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Однако при въезде на территорию России даже на сутки, они вновь становились валютными резидентами с возобновлением необходимости выполнения всех требований законодательства, что крайне неудобно для граждан постоянно проживающих и работающих за рубежом, но периодически приезжающих в Россию навестить родных или в отпуск.

С 01.01.18 вступили в силу поправки в закон, согласно которому все российские граждане безотносительно срока пребывания за границей – валютные резиденты. Но при этом физические лица, постоянно проживающие за рубежом более 183-х суток в течение 12 месяцев освобождаются от ограничений валютного законодательства и не обязаны информировать налоговую о своих счетах в заграничных банках.

Таким образом, налоговые и валютные резиденты стали фактически приравненными понятиями.

Чтобы подтвердить статус нерезидента (валютного!), необходимо предоставить следующие документы:

  1. Скан-копия заграничного паспорта с отметками о пересечении госграницы России.
  2. Скан-копия вида на жительство или другого документа, доказывающего постоянное нахождение гражданина России на территории другой страны.

Статус валютного резидента/нерезидента также имеет значение при осуществлении переводов в иностранных валютах на счета в зарубежных банках.

Ключевая ставка ЦБ 17.09.2018: 7,50 (+0,25)
Инфляция в августе: 3,1 (+0,9)

Источник: https://ipoteka.finance/zakonodatelstvo/kto-javljaetsja-rezidentom-i-nerezidentom-rf.html

Об утверждении форм документа, подтверждающего резидентство, и справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов

Новый

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 января 2018 года № 38. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 февраля 2018 года № 16322

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 218 и пунктом 1 статьи 676 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) форму документа, подтверждающего резидентство, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) форму справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Читайте также:  Северный или южный гоа: что лучше выбрать и где отдыхать в 2018 году
      Министр финансовРеспублики Казахстан Б. Султанов
Приложение 1к приказу Министра финансовРеспублики Казахстанот 19 января 2018 года № 38
форма

                                    (Бланк)                   Документ, подтверждающий резидентство                               Certificate of residence Компетентный орган Республики Казахстан подтверждает, что _________________________________________ является резидентом Республики Казахстан с «___»___________20___года с присвоением индивидуального идентификационного номера/бизнес идентификационного номера (ИИН/БИН) ______________________________.       Competent authority of the Republic of Kazakhstan certifies that ______________ is resident of the Republic of Kazakhstan since «___»___________20___ with assignment of the identification number _____________________________________________________________.       Настоящий документ, подтверждающий резидентство, выдан для применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенного Республикой Казахстан с________________________________________________________/для иных целей _________________________________________________________________.                                     (указать для каких целей)       The certificate of residence is issued for the application of the Convention between the Republic of Kazakhstan and __________________________ for the avoidance of double taxation and the prevention of fiscal evasion with respect to taxes on income and capital/ for other purposes _______________________________________________________________________________.                                     (specify)       Данный документ, подтверждающий резидентство, выдан на _______ год.       The certificate of residence is issued for __________.                                           Должность ________________________                                           Position ___________________________                                           Ф.И.О. (при его наличии) _____________                                           ___________________________________                                           Name, Surname, Middle name if                                           it is available ___________________________                                           ______________________________________М.П.                                          Подпись______________________________Seal                                          Signature______________________________                                                                   Дата выдачи                                           «___» _________________ ______года                                                                         Date

                                          «___» ___________________ _______

Приложение 2к приказу Министра финансовРеспублики Казахстанот 19 января 2018 года № 38
форма

                                          (Бланк)Справка о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных             (уплаченных) налогов за _____ год, _____ квартал, _____месяц Certificate on amounts of income received from sources in the Republic of Kazakhstan and amounts                   of withheld (paid) taxes for _____, year,_____ quarter,_____ month       Полное наименование юридического лица-нерезидента, либо физического лица-нерезидента/ Full name of the non-resident legal entity or non-resident natural person: ____________________________________________________________________________ Категория налогоплательщика/Category of the taxpayer: Юридическое лицо-нерезидент без постоянного учреждения/non-resident legal entity without permanent establishment Юридическое лицо-нерезидент с постоянным учреждением/ non-resident legal entity with permanent establishment Физическое лицо-нерезидент/non-resident natural person _____________________________________________________________________________ Страна резидентства/Country of residence: _____________________________________________________________________________ Номер налоговой регистрации в стране резидентства/Tax registration number in the country of residence:______________________________________________________________________ (Полное название территориального органа комитета государственных доходов) подтверждает уплату налога на прибыль (доходы)/иной объект налогообложения в итоговой сумме:_______________________________ (Full name of the territorial authority of state revenue committee) certifies that the tax on profits (income)/other subject of taxation has been paid in the total amount of:_______________________

Код валюты/Currency code

Вид дохода Type of income Сумма дохода Amount of income Наименование налога/Name of tax Ставка налогаTax rate Сумма удержанного налога Amount of tax withheld Сумма уплаченного налога Amount of tax paid
Итоговая сумма Total amount

            Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов Ф.И.О. (при его наличии)/Head (deputy head) of state revenue authority (Name, Surname, Middle name if it is available)________________________________/

Печать/Seal

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016322

Понятие резидента по казахстанскому законодательству

Признак резиденства определяет виды и размеры налогов, уплачиваемых при осуществлении деятельности в Республике Казахстан. По соответствию определенным признакам юридические и физические лица признаются либо резидентами, либо нерезидентами.

Физические лица — резиденты

В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан резидентами признаются физические лица:

  • постоянно пребывающие в Республике Казахстан;
  • непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

Постоянно пребывающие физические лица

Физическое лицо считается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода:

  • если оно находится в Республике Казахстан не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

(пункт 2 статьи 189 Налогового кодекса).

Центр жизненных интересов физического лица

В соответствии с пунктом 3 статьи 189 Налогового кодекса центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
  • семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
  • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Признание резидентом, независимо от проживания в Республике Казахстан и других критериев

Резидентами независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других указанных выше критериев  признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, а также подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:

  • командированные за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;
  • члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Казахстан, осуществляющих регулярные международные перевозки;
  • военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или соединений, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;
  • работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Казахстан и являющихся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);
  • студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики, в течение всего периода обучения или практики;
  • преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ;
  • находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур.

(пункт 4 статьи 189 Налогового кодекса).

Всегда ли гражданин Республики Казахстан является резидентом?

Наличие гражданства Республики Казахстан не всегда означает, что гражданин является резидентом. Если гражданин постоянно не проживает в Казахстане и здесь не находится центр его жизненных интересов, то такой гражданин признается нерезидентом.

Признаки резидентства юридических лиц

Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.

Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.

Источник: http://defacto.kz/node/8/

Об утверждении форм документа, подтверждающего резидентство, и справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов ред. 19.02.2018

Для поиска на странице нажмите CTRL+F

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 218 и пунктом 1 статьи 676 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) форму документа, подтверждающего резидентство, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) форму справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов

Республики Казахстан                                                                                                          Б. Султанов

Приложение 1

к приказу Министра финансов

Республики Казахстан

от 19 января 2018 года № 38

форма

(Бланк)

Документ, подтверждающий резидентство
Certificate of residence

Компетентный орган Республики Казахстан подтверждает, что _________________________________________ является резидентом Республики Казахстан с «___»___________20___года с присвоением индивидуального идентификационного номера/бизнес идентификационного номера (ИИН/БИН) ________________________________.

Competent authority of the Republic of Kazakhstan certifies that ______________ is resident of the Republic of Kazakhstan since «___»___________20___ with assignment of the identification number

_________________________________________________________________.

Настоящий документ, подтверждающий резидентство, выдан для применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, заключенного Республикой Казахстан с________________________________________________________/ для иных целей

_________________________________________________________________.

(указать для каких целей)

The certificate of residence is issued for the application of the Convention between the Republic of Kazakhstan and __________________________ for the avoidance of double taxation and the prevention of fiscal evasion with respect to taxes on income and capital/ for other purposes _______________________________________________________________________________.

(specify)

Данный документ, подтверждающий резидентство, выдан на _______ год.

The certificate of residence is issued for __________.

Должность___________________________

Position _____________________________

Ф.И.О. (при его наличии) _____________

____________________________________

Name, Surname, Middle name if it is available

____________________________________

___________________________________

М.П.   

Подпись_________________________

Seal 

Signature_______________________

Дата выдачи

«___» _________________ ______года

Date

«___» ___________________ _______

Приложение 2

к приказу Министра финансов

Республики Казахстан

от 19 января 2018 года № 38

форма

(Бланк)

Справка о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов за _____ год, _____ квартал, _____месяц

Certificate on amounts of income received from sources in the Republic of Kazakhstan and amounts of withheld (paid) taxes for _____, year,_____ quarter,_____ month

Полное наименование юридического лица-нерезидента, либо физического лица-нерезидента/ Full name of the non-resident legal entity or non-resident natural person:

____________________________________________________________________________

Категория налогоплательщика/Category of the taxpayer:

Юридическое лицо-нерезидент без постоянного учреждения/non-resident legal entity without permanent establishment

Юридическое лицо-нерезидент с постоянным учреждением/ non-resident legal entity with permanent establishment

Физическое лицо-нерезидент/non-resident natural person

_____________________________________________________________________________

Страна резидентства/Country of residence:

_____________________________________________________________________________

Номер налоговой регистрации в стране резидентства/Tax registration number in the country of residence:

_____________________________________________________________________________

 (Полное название территориального органа комитета государственных доходов)

подтверждает уплату налога на прибыль (доходы)/иной объект налогообложения в итоговой сумме:

_____________________________________________________________________________

 (Full name of the territorial authority of state revenue committee) certifies that the tax on profits (income)/other subject of taxation has been paid in the total amount of:

_____________________________________________________________________________

Код валюты/Currency code

Вид дохода Type of income   

Сумма дохода Amount of income   

Наименование налога/Name of tax 

Ставка налога

Tax rate   

Сумма удержанного налога Amount of tax withheld   

Сумма уплаченного налога Amount of tax paid                               

Итоговая сумма Total amount
       

Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов Ф.И.О. (при его наличии)/

Head (deputy head) of state revenue authority (Name, Surname, Middle name if it is available)

________________________________/

Печать/Seal

Источник: https://vitaminka.kz/legislation/low/7379-prikaz-ministra-finansov-respubliki-kazaxstan-ot-19-yanvarya-2018-goda-38

Апостилирование сертификатов о резидентстве: Казахстан

Обоснована ли позиция Налогового комитета Казахстана, требующего апостилирования сертификата о резидентстве от российских налогоплательщиков? Есть ли основания у Минюста России отказать в апостилировании документа? В праве ли заявитель настоять на апостилировании документа, если и без апостиля он мог бы быть принят другой страной?

Справки о подтверждении постоянного местопребывания в России

В соответствии с ч. 5 ст.

219 НК Республики Казахстан «если иное не установлено … международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов … подлежит дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок».

Согласно статье 3 Гаагской Конвенции «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля».

В соответствии со статьей 13 Минской Конвенции и статьей 12 Кишиневской Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения».

В силу пп. ii п. и ч. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 года «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» уполномоченным органом Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации.

Читайте также:  Виза в индию для украинцев в 2018 году: нужна ли она, оформление электронного разрешения

Информационным сообщением Минфина РФ от 23 декабря 2003 года последний делегировал полномочия выдавать подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации российских организаций Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реорганизовано в Федеральную налоговую службу.

Информационным сообщением ФНС на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных возложены полномочия по выдаче подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с данным информационным письмом сообщением ФНС «выдача Подтверждения осуществляется путем:

— выдачи справки установленного образца;

— заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства».

Таким образом, справки о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации формально соответствуют требованиям Минской Конвенции 1993 года и Кишиневской Конвенции 2002 года.

Позиция Налогового комитета Казахстана

В силу разъяснений, изложенных в Письме Минфина РК, «нормы Кишиневской (Минской) конвенции … не применяются к налоговым правоотношениям».

В соответствии с пп. 20 п. 13 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан (утв.

приказом Министра финансов РК от 24 апреля 2008 года № 201) комитет в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке осуществляет разъяснение и дает комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Согласно пп. 5 п. 1 ст.

20 НК РК органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

Согласно п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» «такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства».

Таким образом, согласно позиции Налогового комитета Минфина РК для Республики Казахстан необходимо апостилировать сертификаты о резидентстве, выданные российскими налоговыми органами. При этом разъяснения, устанавливающие необходимость апостилирования, носят ненормативный характер и их положения могут быть оспорены в суде.

Позиция Минюста России

В соответствии с письмом Минюста России № 06-77435/13 от 27 августа 2013 года, «в случае если … справки соответствует требованиям статьи 13 Конвенции, проставление на них апостиля для целей последующего предъявления в налоговые органы на территории Республики Казахстан не требуется».

Как следует из статьи 35 Регламента Минюста России (утв.

Приказ Минюста России от 03 июля 2012 года № 130) в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, отказывается, если «официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов».

Таким образом, Минюст России не проставляет апостиль на сертификатах о резидентстве.

© Дмитрий Гольский

Источник: https://www.vvcl.ru/2014/10/nekotorye-voprosy-apostilirovaniya-sertifikatov-o-rezidentstve/

Налоговое резидентство юридических лиц — что это?

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, — одно из основополагающих при их налогообложении.

Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране.

Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц. Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации.

Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем.

Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах.

В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец.

Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации.

Как правило, основной критерий, — это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.

Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» — гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Введение в российское налоговое законодательство понятия налогового резидентства юридического лица, основанного на критерии контроля и управления, позволит налоговым органам взимать налоги с компаний, которые фактически являются российскими, хотя и зарегистрированы где-то за рубежом.

Фактический получатель дохода: повод для большой путаницы

Еще одним важным шагом Минфин называет законодательное определение понятия фактического получателя дохода. Это понятие – наименее проработанное не только в российское практике, но и на международном уровне.

Прежде всего, нужно четко отличать понятия «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник». В английском языке обычно и то, и другое обознаются одним словом – beneficial owner.

В результате, уже сейчас в ходе обсуждения инициатив по деоффшоризации мы видим их смешение, хотя юридический смысл их совершенно разный.

Чаще всего, говоря о «бенефициарном собственнике» или «бенефициарном владельце», имеют в виду фактического владельца компании или бизнеса, конечного акционера, который может быть неочевиден, поскольку может участвовать в своем бизнесе не напрямую, а через другие компании, трасты, доверенных лиц, номинальных держателей и т.д. Раскрытие фактического владельца компании чаще всего требуется не в налоговых целях, а в «антиотмывочном» и антикоррупционном законодательстве – чтобы установить лиц, совершающих преступления под прикрытием (часто фиктивных) юридических лиц, в антимонопольном законодательстве – чтобы получить информацию об аффилированных лицах и установить истинного владельца бизнеса. В налоговых целях понятие фактического получателя дохода не имеет никакого негативного смысла и означает лицо (физическое или юридическое), которое в юридическом и экономическом смысле получает доход в свое распоряжение и несет в связи с этим налоговые обязательства. Это понятие используется в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в этом же смысле, мы уверены, его употребляет Минфин в своей программе мер по деофшоризации (см. слайд «Бенефициарный владелец или фактический получатель дохода?»).

В то же время, даже на уровне ОЭСР (а именно здесь создаются основные документы по международному налогообложению и толкованию соглашений об избежании двойного налогообложения) дискуссия о точном определении фактического получателя дохода еще продолжается. На данный момент достигнуто понимание, что

1) в любом случае фактический получатель дохода – это не то же самое, что бенефициарный владелец (о чем мы уже сказали выше),

2) таковым не является посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель,

3) таковым не является кондуитная компания (компания, специально созданная для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует просто как «администратор» дохода.

Иначе говоря, фактический получатель дохода – это «реальный» получатель дохода, который получает его в свое полное распоряжение, а потому разумно, что он и должен уплатить налог с этого дохода.

Проблема же заключается в том, что нередко доход выплачивается некоему лицу, которое формально, согласно налоговым соглашениям, имеет право на пониженную ставку налога или вовсе от налога освобождено.

А на самом деле денежные средства транзитом уходят дальше, и фактический получатель дохода – лицо, которое зарегистрировано в низконалоговой или оффшорной юрисдикции и которое никаких налоговых льгот не имеет.

Выявлять фактических получателей дохода налоговые органы собираются путем улучшения обмена информацией с налоговыми органами других стран. В результате доходы будут обложены налогом исходя из того, кто является фактическим получателем дохода, а не формальным.

Наказание без преступления?

Основная проблема обоих понятий – налоговое резидентство юридического лица и фактического получателя дохода – заключается в том, что очень сложно их определить, выделить понятные критерии и избежать произвольного толкования и применения налоговыми и судебными органами.

Особенно эта проблема обостряется тем, что в России ни налогоплательщики, ни налоговые органы, ни суды не имеют достаточного (если не сказать – никакого) опыта в применении этих понятий, подходов, которые десятилетиями вырабатывались в европейских странах и США. Достаточно сказать, что у нас нет практически никаких документов ОЭСР на русском языке (ведь Россия – не участник ОЭСР), хотя именно на эти документы собирается опираться Минфин.

Налоговый кодекс в числе основных принципов налогообложения указывает: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ).

А в данном случае есть большая опасность, что все эти незнакомые российскому налогоплательщику понятия будут применяться произвольно, в зависимости от уровня компетентности и собственного понимания конкретного инспектора, от ситуации и необходимости решения фискальных задач, а налогоплательщики будут наказываться за нарушения, которые они совершать и не собирались.

Обмен информацией  необходимая составляющая деофшоризации

В числе намеченных мероприятий – ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной помощи по налоговым вопросам. Сейчас она уже подписана 63 государствами и, более того, распространена на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, о.Мэн и т.п. территории, которые часто используются в оффшорных структурах).

Сейчас российские налоговые органы могут направлять лишь обоснованные запросы, касающиеся конкретных лиц и конкретных операций (и то, как говорят налоговики, ответы приходят лишь в 30% случаев), поскольку соглашениями об избежании двойного налогообложения обмен информацией достаточно ограничен.

Конвенция предусматривает намного больше инструментов для получения информации из-за рубежа. Во-первых, в дополнение к уже известному обмену информацией по запросу появятся автоматический и произвольный (т.е. без запроса, автоматически или по инициативе налогового органа) обмен информацией.

Во-вторых, предусмотрены особые налоговые проверки, при которых действия налоговых органов двух или нескольких стран тем или иным образом координируются: а) одновременные налоговые проверки; б) совместные налоговые проверки; в) налоговые проверки за границей.

В-третьих, Конвенция предусматривает взаимную помощь по взысканию налогов. Это должно обеспечить поступление недоплаченного налога в бюджет в тех случаях, когда имущество неплательщика находится за границей.

Согласно планам Правительства Конвенция должна быть ратифицирована в 1 квартале 2014 года. 

Материал подготовил Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/10432

Ссылка на основную публикацию