Высшее и средне-специальное образование в узбекистане в 2018 году

Образование в Узбекистане

Несмотря на то, что рынок труда страны перенёс значительные преобразования, высшее образование Узбекистана не соответствует современному рынку труда.

Прежде всего, это произошло из-за медленной реакции системы на значительные перемены экономической и политической жизни страны.

На сегодняшний день, руководство государства поставило перед образовательной программой сложную задачу – выйти на современный уровень и полностью соответствовать мировому уровню.

Университет Инха в Узбекистане.

Общая характеристика высшего образования

Высшее образование Узбекистана предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также хозяйственных направлений: научного, экономического, технического и так далее.

Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует обучающихся на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной специфики с учетом творческого использования достижений современности.

К системе образовательных учреждений в республике Узбекистан относятся следующие заведения:

  • Вузы, специализирующиеся на академических и профессиональных программах, в соответствии с государственными стандартами. При этом все они не имеют прямой зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности.
  • Учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, занимающиеся исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов.
  • Структуры, осуществляющие государственное управление образованием.

Система образования Узбекистана

Вузовская система, осуществляющая контроль за выдачей дипломов о высшем образовании, состоит из высших учебных заведений, специализирующиеся на академических, или профессиональных программах, связанных с государственными стандартами вне зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности. Кроме них в систему могут входить государственные органы управления вместе с подчиняющимися им организациями или научными, педагогическими заведениями, занимающимися исследовательской работой, необходимой для вузов.

Спектр высшего образования страны

Реформы, связанные с образованием Узбекистана, начиная сначала 90-х годов прошлого столетия медленно и верно уничтожали учреждения, занимающиеся подготовкой специализированных кадров для страны. На сегодняшний момент в системе предусмотрено два класса аттестации:

  • Бакалавриат – стандартное образование на базе 5-летнего обучения. По завершении обучения выпускник получает от госкомиссии звание «бакалавра» и соответствующий диплом. В некоторых учебных заведениях допускается дистанционное обучение, например, Институт Связи города Андижан.
  • Магистратура – образование на базе стандартного пятилетнего вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и касающиеся выбранной профессии. Период обучения на магистра не меньше 2 лет, однако получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. После завершения учебного времени выпускник получает звание «магистра» и диплом в соответствии со специальностью. Отдельно следует сказать, что большая часть вступительных экзаменов на данное направление осуществляется на узбекском языке.

Магистратура в Узбекистане

Если не принимать в расчёт дошкольное и среднее образование, а учитывать только высшие заведения, можно сделать заключение о том, что в Узбекистане действуют 3 категории организаций, занимающихся подготовкой специализированных кадров:

  • Университет – использует программу стандартного высшего образования, построенного на широком спектре.
  • Академия – осуществляет реализацию педагогической программы высшего или постинститутского образования, связанного с отдельными научными отраслями и направлениями.
  • Институт – реализует образовательные программы высшего образования или послевузовской программы, связанной с подготовкой к трудоустройству в определённом направлении и уровне в категории конкретной отрасли знаний.

Полезно! В период реформирования образования в Узбекистане произошли кардинальные изменения не только в программах и характеристике обучения. Они коснулись преподавателей и учителей. За это время приняли участие в переподготовке и повысили свою квалификацию 8 600 человек, работающих в высших заведениях. На сегодняшний момент почти 50% ректоров имеют учебную степень или звание.

Новые направления обучения в вузах Узбекистана — краткая информация на видео.

Изменение системы

После получения независимости образовательная система была существенно реформирована. На первый план ставятся забота о подрастающем поколении, духовное, нравственное и физическое развитие детей в школах. Руководство провело огромную работу, чтобы заложить в молодое поколение основы профессионального навыка ещё на базе старших классов средней школы. Было приняты следующие нормативы:

  • Закон «Об образовании».
  • «Национальная программа для подготовки кадров».
  • «Государственный образовательный стандарт».

Помимо этого, более десяти постановлений от президента, Кабмина и Министерства образования страны. Процедура реформирования закончилась в 2009 году, в это время были ликвидированы 10 и 11 классы средней школы, а вместо них построено более 1 500 современных лицеев и колледжей, а также была выполнена подготовка для современных условий в 64 университетах и институтах.

Высшие учебные заведения Узбекистана

При подробном анализе произошедших изменений, касающихся переквалификации заведений, сложилась тенденция преимущественной подготовки выпускников с высшим техническим образованием. Из всего количества учреждений к данной категории относятся 14 крупнейших вузов. Кроме этого, программы высшего образование специализируются в таких направлениях:

  • гуманитарное – 15
  • экономическое – 3.
  • медицинское – 6.
  • специализированные по отрасли – 13.
  • педагогическое – 6.

Также в Узбекистане действует Филиал Российской экономической академии и Ташкентский филиал Московского государственного университета.

О новостях в системе образования Узбекистана узнаете из видео.

Негативные положения

Согласно информации, предоставленной национальным университетом Узбекистана, в отличие от развитых стран СНГ, местная образовательная система так и не адаптировалась к экономическим переменам, что привело к возникновению ограниченного доступа для многих категорий граждан. Поэтому в республике ощущается дефицит квалифицированных рабочих, имеющих квалифицированный диплом.

На сегодняшний день общее среднее образование доступно для всех, а получение высшего – это уже совсем другая картина, противоречиво характеризующая систему.

После завершения обязательного школьного курса, поступает учиться дальше только каждый десятый молодой человек, хотя планируют последующую учёбу половина выпускников. Государство не обеспечивает необходимый для страны объём студентов как очного, так и заочного обучения.

Расширенный анализ ситуации позволяет понять, что причина кроется вовсе не в недостаточном количестве учителей или недоборе баллов на вступительных тестах, а в ошибочных действиях законодательства Узбекистана.

Популярность высшего образования

Выпускники школ Республики Узбекистан, по состоянию на прошлый учебный год, как никогда ранее желали поступить в высшие образовательные учреждения. Согласно официальной статистике, на одно место приходилось 11 человек.

При этом для некоторых вузов это количество достигало 20. Эти величины можно называть успешным узбекским рефинансированием системы или положительными тенденциями в Законодательстве в области образования.

Однако в качестве опровержения можно привести пример ситуации, связанной с демографической картиной страны.

Если отталкиваться от этого понятия, то высшее образование вовсе не стало народным, как этого хотело Правительство. Оно распределилось в зависимости от количества населения по отдельным субъектам, подробная статистика которых представлена ниже:

  • Каршинский – 21 человек.
  • Андижанский – 21 человек.
  • Термезский – 20 человек

Подробный анализ, связанный с численностью населения в соответствии с регионом страны и количеством поступивших в вузы, позволяет сделать заключение о популярности Кашкадарьинского и Сурхадарьинского государственных институтов.

Коррупция в вузах Узбекистана

Коррупция

Летом этого года в Ташкенте прошла пресс-конференция, посвящённая подготовке к тестированию, связанному с проверкой правоохранительных органов.

На повестке рассматривались ситуации раннего взяточничества преподавателей, ректоров и другого персонала высших учебных заведений республики.

Система образования республики Узбекистан имеет несколько громких разбирательств, негативно характеризующих профессиональные и академические лицеи и государственные университеты страны:

  • Самаркандский сельскохозяйственный институт. Задержан на рабочем месте юрист со взяткой в размере 10 500 долларов.
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт. Сотрудник задержан с поличным при получении 6 000 долларов от абитуриента.
  • Ташкентский университет информационных технологий. Получение деканом одного из факультетов 32 000 долларов было зафиксировано проректором учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее профессиональное образование Узбекистана является частично коррумпированным. При этом средняя величина взяток варьируется в диапазоне от 5 до 32 000 долларов. Хотя, вполне возможно, что размер может изменяться в зависимости от рейтинга заведения и цели, преследуемой дачей денег.

Как становятся студентами

Согласно статистике за 2017 год, во время тестирования на вступительных экзаменах из аудиторий было удалено 2 764 студента. Эти молодые люди нарушили правила, а их результаты аннулированы.

Сравнивая с данными за предыдущий период, можно заметить, что количество выросло более чем в 3 раза (всего 714 человек).

Из этого можно сделать двойной вывод: количество желающих резко возросло или контроль за ситуацией вёлся гораздо жестче.

Однако, в опровержение этих данных, на следующий день после вступительных тестов в социальных сетях появилось много информации, описывающей ситуацию, когда преподаватели уходили из аудитории с тестовым заданием в руках, а возвращались с заполненным бланком. Другие очевидцы утверждают, что для «некоторых» особо одарённых студентов приносились шпаргалки, телефоны или планшетные компьютеры, отобранные на входе.

Важно! Для многостороннего развития обучающихся в школах и высших образовательных учреждениях созданы и успешно функционируют несколько научно-просветительских центров. Основное направление, на которое они рассчитаны, — это выявление талантливых молодых людей и их дальнейшее развитие. Фонды действуют на всесторонней государственной поддержке, связанной с вопросами финансирования.

На сегодняшний день перед правительством Узбекистана стоит непростая задача. Ему необходимо выровнять уровень развития образовательной системы с экономикой страны и поставить их в один ряд.

Это позволит снизить потребность в квалифицированных рабочих с высшим образованием и уменьшит отток рабочей силы за границу. Начинать первые шаги к кардинальному изменению нужно, снизив требования ограничительных вступительных квот.

Именно высокие стандарты делают доступное для всего населения право на образование недоступным.

Что нужно знать об образовании в Узбекистане, узнаете из видео.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/pereezdsng/obrazovanie-v-uzbekistane.html

Стоимость контрактного обучения и стипендий в ВУЗах Узбекистана

Правительство определило размеры контрактов по повышенным ставкам, по которым вузы будут дополнительно принимать студентов в 2018/2019 учебном году. Размеры утверждены постановлением Кабинета министров «Об утверждении порядка о приеме в высшие образовательные учреждения, о восстановлении и отстранении от обучения» от 4 июля 2018 г.

Согласно постановлению, сверх квот будут набираться 2 категории студентов. Первая категория — абитуриенты, которым не хватило до 4 баллов от последнего принятого абитуриента по основной квоте на платно-контрактной основе, и вторая — абитуриенты, набравшие более 68 баллов.

Сумма контракта по повышенным ставкам будет высчитываться исходя из действующего установленного размера контракта:

1-я категория

Абитуриенты, которые не набрали до 1 балла до утвержденной квоты приема на платно-контрактной основе, заплатят за обучение контракт в 1,5 раза больше действующего;

От 1 до 2-х баллов — 2х раза;

От одного до 3 баллов — 2,5x раза;

От одного до 4 баллов — 3x раза.

* (х-кратное увеличение стоимости контракта)

Для зачисления в вуз абитуриентам будет необходимо оплатить дополнительный контракт в полном объеме (100% стоимость).

2-я категория

В случае, если квота по дополнительному приему не заполнится абитуриентами из первой категории, то на вакантные места примут студентов из второй категории — это абитуриенты, набравшие более 56,7 балов т.е. 30% (в прошлом году 68 баллов, т.е.

30% — общее количество вопросов было больше) от максимального количества баллов. Они будут приниматься на учебу с условием оплаты более чем 10-кратного установленного размера действующего контракта.

Точная сумма контракта для этой категории абитуриентов будет определяться Государственной комиссией.

Средства, полученные от повышенных контрактов, будут в распоряжении вузов для развития материально-технической базы, поощрения труда учителей и улучшение условий обучения.

Читайте также:  Русские иммигранты в сша: особенности их жизни

Скачать сумму контракта по 2-й категории в разрезе направлений на 2018/19 уч. год
На узбекском языке, формат PDF, вес 1 мб

Новшества с 2018/19 учебного года

Абитуриенты, не добравшие проходной балл (56,7), смогут поступить в высшее учебное заведение Узбекистана, оплатив двукратный размер контракта по повышенной ставке. т.е. от 165,8 млн до 552,8 млн сумов соответственно в зависимости от направления.

Кроме того, абитуриенты, которые не набрали достаточное количество баллов по результатам тестирования и готовы учиться в вузе, оплатив повышенную ставку контракта, смогут выбрать другое образовательное направление, где повышенная ставка контракта ниже. При этом будут учитываться блок предметов, место постоянного проживания абитуриента и адрес вуза, а также научно-педагогические и материально-технические возможности вуза.

Частые вопросы про повышенный контракт (суперконтракт)!

Нужно ли платить повышенный контракт каждый год?

Повышенный контракт оплачивается один раз — в первый год обучения. На последующих курсах студенты оплачивают действующий базовый установленный размер контракта.

Когда необходимо подать заявку на прием по повышенному контракту?

В течение месяца со дня объявления результатов тестирования абитуриент должен подать заявление на обучение по дополнительной квоте.

Если в списке по набранным баллам предыдущий (вышестоящий) абитуриент откажется от обучения на основе повышенного контракта или в течение месяца после объявления результатов не подаст заявление на обучение по дополнительному контракту, следующий в списке абитуриент будет рекомендован к обучению по дополнительному контракту

До 15 октября вуз отправит в Государственную комиссию предложения (данные абитуриентов) по приему на дополнительный контракт. До 20 октября Государственная комиссия исходя из возможностей вуза, конкурса и набранных баллов вынесет решение о приеме студентов по повышенным контрактным ставкам

Стоимость контрактного обучения в ВУЗах Узбекистана

Таблица стоимости контрактного (платного) обучения на очной (дневной) форме обучения в Высших учебных заведениях Узбекистана с 1 сентября 2018г (вступит в силу с 1 сентября 2018 года). Для сравнения представлены данные за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012 и 2011 гг. Стоимость обучения приведена в национальной валюте Узбекистана, сум

Согласно поставновлению Президента Республики Узбекистан «О неотложных мерах по надежному обеспечению населения республики основными видами социально-значимых продовольственных товаров» ПП-3028 от 23 июня 2017 года, установлено, что стоимость обучения в высших образовательных учреждениях (бакалавриат, магистратура) на платно-контрактной основе на 2017/2018 учебный год сохраняется на уровне 2016/2017 учебного года.

Начиная с 1 сентября 2018 г (т.е. с 2018/19 учебного года) стоимость обучения в отечественных вузах будет исчисляться в МРЗП.

В зависимости от направления обучения конкракт составит от 45 до 60 МРЗП для бакалавриата и от 49 до 66 МРЗП для магистратуры. Специальное заочное образование от 15 до 27 МРЗП.

Чуть ниже представлена таблица стомости контактного обучения с учетом изменения МРЗП в Узбекистане с 15 июля 2018 г. (184 300 сум)

* Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2018 года № ПП-3795 УМЭД «О мерах по кардинальному совершенствованию деятельности Университета мировой экономики и дипломатии».

получил право ежегодно повышать стоимость контрактов в бакалавриате и магистратуре с учетом фактических расходов на подготовку высококвалифицированных кадров и стратегии развития вуза.

Начиная с 2018/19 учебного года стомость контрактного обучения в УМЭД отличается от общепринятого контрактного обучения в государственных ВУЗах Узбекистана.

УМЭД первым в Узбекистане вводит дифференцированные условия контрактов.

Примечание: В связи с изменениями минимальной зарплаты в Узбекистане в процессе учебных годов 2013/14, 2012/13 и 2011/12  происходило изменение стоимости контратного обучения внутри учебного года, которые в данной таблице не отражены.

Источник: https://www.goldenpages.uz/abiturient/education_price/?

Стоимость контрактного обучения в ВУЗах Узбекистана: таблица цен платного обучения для высших учебных заведений в Узбекистане

С 2018/2019 учебного года стоимость контрактов на обучение в высших учебных заведениях Узбекистана будет исчисляться в минимальных размерах зарплаты.

I. ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРАII. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ЭКОНОМИКА И ПРАВОIII. ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРАIV. СЕЛЬСКОЕ И ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВОV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕVI. СФЕРА УСЛУГ
Бакалавриат Магистратура
Дневная, заочная и вечерняя формы Специальная заочная Вторая специальность
Дневная, заочная Заочная(для поступивших в 2017/2018 уч. году)
Педагогика, включая профессиональное образование 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Искусство 50(9215000) 20(3686000) 55(10136500) 28(5160400) 55(10136500)
Гуманитарные предметы 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
в том числе:Восточная филология, филология тюркских языков, романо-германская филология, теория и практика перевода, теория и практика узбекско-английского перевода 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
Мировая политика 60(11058000) 27(3976100) 66(12163800) 33(6081900) 66(12163800)
Математика, прикладная математика и информатика, Естественные науки 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Социология и психология 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Журналистика и информация 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
Экономика 55(10136500) 22(4054600) 61(11242300) 31(5713300) 61(11242300)
в том числе: международная экономика и международные экономические отношения 60(11058000) 27(3976100) 66(12163800) 33(6081900) 66(12163800)
Право 60(11058000) 27(3976100) 66(12163800) 33(6081900) 66(12163800)
Инженерное дело, технологии производства 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Компьютерные технологии и информатика, связь и информатизация, телекоммуникационные технологии 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
в том числе: Экономика и управление в сфере ИКТ 55(10136500) 61(11242300) 31(5713300) 61(11242300)
Архитектура и строительство 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
в том числе: архитектура, архитектурное проектирование объектов сельской местности 50(9215000) 20(3686000) 55(10136500) 28(5160400) 55(10136500)
Сельское, лесное и рыбное хозяйство, управление сельского хозяйства, сельскохозяйственная техника, ветеринария, ирригация и мелиорация 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Здравоохранение 55(10136500) 61(11242300)
Социальное обеспечение 45(8293500) 15(2764000) 49 (9030700) 25 (4607500) 49(9030700)
Сфера обслуживания 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
В том числе: спортивная деятельность 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700)
Транспорт 46(8477800) 17(3133100) 51(9399300) 26(4791900) 51(9399300)
Охрана окружающей среды, безопасность жизнедеятельности 45(8293500) 15(2764000) 49(9030700) 25(4607500) 49(9030700

Контрактное обучение в вузах Узбекистана: новый формат расчета стоимости на 2018-2019 учебный год

Согласно постановлению Государственной комиссии РУз по приему в образовательные учреждения, с 2018-19 учебного года вступает в силу новый формат расчета стоимости контрактов в вузах Узбекистана. В основу исчисления заложена обновленная МРЗП. С 15.07.2018 ее размер составляет 184300UZS, что на 7 % превышает предыдущий показатель

С 1 сентября 2018года максимальная стоимость контрактного обучения в университетах и институтах Узбекистана в бакалавриате составит 60минимальных зарплат (для второй специальности — 66), минимальная— 15 (для второй специальности — 25). Соответствующие показатели по магистратуре: максимум— 66 МРЗП, минимум — 49. Разница в стоимости зависит от выбранной специальности и формы контрактного обучения в вузах Узбекистана.

Для студентов, продолжающих свое обучение по контракту в вузах Узбекистана в 2018 году, производится перерасчет. Если выплаченная ранее сумма меньше новой стоимости контракта, потребуется сделать доплату.

Недостающие средства должны поступить на счет вуза в течение 30 дней с момента уведомления студента о перерасчете.

Если же общая сумма контракта в вузе Узбекистана после изменений снизилась, излишек уплаченных средств пойдет в счет оплат за будущий период учебного процесса.

Важно отметить, что изменения в системе контрактного обучения в вузах Узбекистана стимулируют студентов к повышению успеваемости. Известно, что размер стипендии напрямую зависит именно от оценок. Поэтому, улучшая свою успеваемость, студенты получают возможность частично компенсировать выросшую стоимость обучения в университете или институте Узбекистана.

Изменения в финансовой политике контрактного обучения коснулись и студентов, являющихся гражданами других стран.

Для них получение высшего образования в вузах Узбекистана осуществляется исключительно на основании контракта.

Хотя иностранные студенты производят оплату контрактного обучения в иностранной валюте (доллары, евро), при переводе средств осуществляется их конвертация в узбекские сумы по текущему курсу Центробанка РУз.

Таблица стоимости контрактного обучения в высших учебных заведениях Узбекистана на YellowPages.Uz

На странице портала YellowPages Uzbekistan мы предлагаем Вашему вниманию простую и удобную таблицу стоимости обучения в вузах Узбекистана, рассчитанной по новой системе.

Здесь Вы найдете полный перечень видов высших учебных заведений с отдельно приведенными суммами для гуманитарных, социальных, экономических, правовых, производственных и технических вузов.

Также в таблице выделена стоимость контрактов в институтах и университетах отраслей сельского и водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения и сферы услуг.

Все данные приведены в двух единицах — количестве МРЗП и национальной валюте РУз. Это избавит Вас от необходимости пересчитывать стоимость контракта в вузах Узбекистана. Достаточно просто выбрать интересующую специальность, форму и степень обучения — остальные расчеты для Вас уже выполнили сотрудники портала Желтые Страницы Узбекистана!

Источник: https://www.yellowpages.uz/stoimost-kontraktnogo-obucheniya

С 2017/2018 учебного года срок обучения в академических лицеях составит два года

С первых лет независимости в нашей стране вопросы развития системы образования подняты на уровень государственной политики, проводится широкомасштабная работа по воспитанию молодежи духовно и физически развитыми личностями, реализации их талантов, утверждению в их сердцах чувства преданного и самоотверженного служения Родине. 

Изначально созданы правовые, социально-политические, психолого-педагогические, научно-методические, финансовые основы развития непрерывного образования. 

Ежегодно академические лицеи заканчивают 35 тысяч юношей и девушек. Обучение в академических лицеях направлено на формирование потенциального контингента студентов высших образовательных учреждений. 

Анализ текущей деятельности академических лицеев, их местоположения, показатели поступления их выпускников в высшие образовательные учреждения показывают, что деятельность в этой сфере является неудовлетворительной. 

В этой связи к настоящему времени возникла необходимость принятия ряда мер по оптимизации количества академических лицеев, кардинальному повышению качества и содержания образования. 

Для решения накопившихся в указанной сфере проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы целевой подготовки кандидатов для поступления в высшие образовательные учреждения». 

В целях выполнения этого документа Министерством высшего и среднего специального образования осуществлен комплексный анализ деятельности академических лицеев, проведена инвентаризация их материально-технической базы. 

Согласно постановлению, с 2018/2019 учебного года будет прекращен прием учащихся и с 1 сентября 2019 года прекращена деятельность 37 академических лицеев, находящихся на большом расстоянии от высших образовательных учреждений, с низким качеством образования и показателем поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, учебно-методическая и материально-техническая база которых по результатам комплексного анализа не отвечает современным требованиям.

В ведение высших образовательных учреждений будут переданы 68 академических лицеев с высоким научным и педагогическим потенциалом, достаточной материально-технической базой.

С 2017/2018 учебного года срок обучения в академических лицеях составит два года, учебно-методическое руководство академическими лицеями будет осуществляться Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, будут пересмотрены и утверждены новые учебные планы и учебные программы академических лицеев.

Учащиеся, принятые в академические лицеи из отдаленных регионов, в установленном порядке будут обеспечиваться местами в общежитиях и питанием на льготной основе за счет частичного покрытия расходов (ежемесячно в размере одной минимальной заработной платы) родителями учащихся.

Учащимся 2-х и 3-х курсов академических лицеев, в которые с 2018/2019 учебного года прекращается прием учащихся, будет предоставлена возможность завершения обучения в указанных академических лицеях в установленном порядке по действующим учебным программам, им будут выдаваться дипломы выпускников академических лицеев государственного образца.

Читайте также:  Справка и сертификат, подтверждающие резидентство казахстана в 2018 году: понятие налогового резидента для физических и юридических лиц

В целях содействия трудоустройству руководителей и педагогических работников ликвидируемых академических лицеев их переподготовка и повышение квалификации будет осуществляться в региональных центрах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений.

Здания, сооружения и земельные площади ликвидируемых академических лицеев будут передаваться прикрепленным высшим образовательным учреждениям, в случае отсутствия потребности – соответствующим районным (городским) хокимиятам на праве оперативного управления.

Персональная ответственность за эффективную деятельность академических лицеев, обеспечение качества образования, обеспеченность материально-технической базой и высококвалифицированным преподавательским составом, надлежащий контроль за учебно-воспитательным процессом, повышение показателя поступления выпускников в высшие образовательные учреждения возлагается на ректоров соответствующих высших образовательных учреждений. 

Руководству высших образовательных учреждений предоставлено право за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений приобретать для академических лицеев учебно-лабораторное оборудование, расходные материалы, компьютерную технику, учебники и учебные пособия, а также осуществлять материальную поддержку преподавателей и учащихся академических лицеев. 

Министерством высшего и среднего специального образования совместно с Министерством народного образования будет разработано Положение о порядке отбора в академические лицеи наиболее знающих, способных и талантливых учащихся общеобразовательных школ

При этом для целевой подготовки кандидатов для поступления в высшие образовательные учреждения будет предусмотрен льготный прием учащихся из регионов республики, где ощущается нехватка квалифицированных кадров соответствующих специальностей. 

Хокимиятам всех уровней, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству народного образования, Центру среднего специального, профессионального образования поручено принять меры по трудоустройству в установленном порядке преподавателей и работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией академических лицеев. 

Реализация предусмотренных в постановлении мер будет способствовать дальнейшему повышению качества обучения в академических лицеях, концентрации в них наиболее одаренных выпускников, глубокому овладению ими выбранными профессиями и специальностями. 

Источник: https://UzReport.news/society/s-2017-2018-uchebnogo-goda-srok-obucheniya-v-akademicheskih-litseyah-sostavit-dva-goda

В вузах узбекистана вводится заочное обучение по педагогическим направлениям

Начиная с 2017/2018 учебного года в вузах Узбекистана будут организованы специальные заочные отделения по педагогичес­ким направлениям. Соответствующее постановление подписано президентом 9 августа, сообщает Podrobno.uz

«Согласиться с предложением Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента об организации, начиная с 2017/2018 учебного года, специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образова­тель­ных учреждениях», – говорится в документе.

Прием на направления бакалавриата специальных заочных отделений будет осущест­влять­ся из числа лиц, имеющих среднее специальное, профес­­сио­наль­ное образование, а также практический педагогический стаж работы не менее 3-х лет и рекомендации министерств и ведомств на основе потребностей подведомственных дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждений в педагогических кадрах.

Обучение на заочном отделении предусмотрено на платно-контрактной основе. Его стоимость по направлениям образования определяется в установленном порядке, отмечается в постановлении главы государства.

Министерству народного образования и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 30 сентября 2017 года поручено обеспечить прием студентов на 1-курс специальных заочных отделений.

Перечень
высших образовательных учреждений, в которых организуются
специальные заочные отделения по педагогическим направлениям

  1. Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами
  2. Андижанский государственный университет
  3. Бухарский государственный университет
  4. Гулистанский государственный университет
  5. Каршинский государственный университет
  6. Наманганский государственный университет
  7. Самаркандский государственный университет
  8. Термезский государственный университет
  9. Ургенчский государственный университет
  10. Ферганский государственный университет
  11. Джизакский государственный педагогический институт
  12. Навоийский государственный педагогический институт
  13. Нукусский государственный педагогический институт
  14. Кокандский государственный педагогический институт
  15. Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический институт

https://t.me/joinchat/AAAAADv7jmYKEefaMsCMFg

Источник: http://protoday.uz/ru/5459976

Между кириллицей и латиницей: Реформа образования в Узбекистане

В 1940 году тюркоязычные страны Советского союза перешли на кириллицу

С обретением независимости образование в Узбекистане было провозглашено приоритетным направлением политики государства. Страна приняла законы «Об образовании» и о «Национальной программе по подготовке кадров».

Одним из основных постулатов в национальной системе образования являлось «воспитание гармонично развитых людей, обладающих общими и специальными знаниями, современным мировоззрением, людей с высоким сознанием, чистыми помыслами, верных национальным и общечеловеческим ценностям, готовых создавать сильное гражданское общество».

В 1993 году властями Узбекистана было принято решение о переходе в школах с обучением на узбекском языке на латинский алфавит. А в 1997 году произошло еще одно значительное изменение в системе среднего образования — переход на 9-летнее образование в школах, с последующем обучением в средних специальных образовательных учреждениях, где учеба длилась еще три года.

При этом все годы с момента обретения независимости происходило сокращение школ с русским языком обучения.

Латиница

До вхождения в состав СССР население Средней Азии, в том числе говорившее на узбекском языке, имело письменность, основанную на арабской графике.

После того, как территория, где расположены современные Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан, стала частью Советского Союза, начал активно обсуждаться вопрос о переходе на другой алфавит.

В 1926 году, на Первом тюркологическом съезде, проходившем в Баку, было принято решение о переходе всех тюркских языков народов СССР на латинский алфавит. Переход с арабской графики на латинскую в те времена не являлся болезненным, так как подавляющее большинство среднеазиатских народов было неграмотным.

Студенты, Узбекистан 

Однако очень скоро, в 1940 году, учитывая сильное идеологическое влияние Турции на этот регион и на фоне борьбы советской власти с влиянием пантюркизма, было принято решение о переходе на кириллицу. Процесс также прошел безболезненно, так как население еще не успело привыкнуть к новому алфавиту.

То, как происходил обратный процесс по переходу с кириллицы на латиницу в Узбекистане начиная с 1993 года, имело абсолютно противоположный, без преувеличения шокирующий эффект.

Конечно, переход на латиницу не был столь болезненным для поколения, которое получило образование, обучаясь на кириллице, в связи с тем, что по сей день преобладающее количество журналов, газет и книг печатаются на кириллице. Однако школьники, который пошли в первый класс, столкнулись с острым дефицитом литературы на латинском алфавите.

Дошло до того, что детям пришлось параллельно изучать прежнюю литературу, изданную в годы советской власти, чтобы получить хоть какие-то знания.

Дефицит качественной литературы с латинским алфавитом существует в Узбекистане по настоящее время.

Удивительно, что если переход в 1940 году был связан с борьбой против пантюркизма, то в 1993 году всё было с точностью до наоборот.

В первые годы независимости Узбекистан взял за основу турецкую модель развития, и переход на латиницу рассматривался как некая основа единения.

Переход на латинский алфавит стал также для новых узбекских властей символом национальной идентичности и независимости.

При этом никто в те годы не задумывался о финансовой стороне этого процесса, связанной с переводом огромного фонда литературы с кириллицы на латиницу. Также никто не принял во внимание предстоящий конфликт поколений, читающих на разных алфавитах.

Очень скоро отношения с Турцией разладились, а алфавит остался прежним.

 Шавкат Мирзиёев 

Почему ввели 12-летнее образование

Новый Узбекистан с первых лет независимости стал привлекать кредиты международных финансовых институтов как средства оказания содействия преобразованию экономики. В числе других значительные средства были заимствованы для развития системы образования страны.

В частности, средства Азиатского банка развития были направлены на строительство учебных зданий для средне-специального образования.

Чиновники, задействованные в освоении кредитных средств, так увлеклись, что через какое-то время новые здания колледжей и лицеев были построены в самых дальних уголках страны.

Однако в своем рвении чиновники не учли, что в стране нет такого количества учащихся, желающих бросить школы и продолжить свое образование в средних специальных учебных заведениях.

Ситуация могла перейти в грандиозный скандал. Тогда находчивые чиновники нашли решение. Они убедили президента Узбекистана Ислама Каримова, что молодой республике срочно необходимы специалисты со средним специальным образованием, так как в стране не хватает квалифицированных рабочих. Все эти разговоры проходили на фоне закрытия сотен советских предприятий и соответствующей безработицы.

Принципиальное согласие президента было получено, и с 1997 года в Узбекистане было объявлено о введении 12-летнего образования по системе 9+3.

Задача была выполнена, пустующие здания колледжей были быстро заполнены.

Тем не менее власти так и не смогли решить вопрос подготовки специалистов в колледжах, фактически учебную программу «растянули» только на два года, в колледжах и лицеях из-за низких зарплат остро не хватало преподавателей, существовала большая текучка кадров.

На третьем курсе студенты колледжей превращались в праздношатающуюся молодежь. В связи с этим в республике увеличилось количество правонарушений, совершенных молодежью. Кроме того, учащиеся колледжей по окончании учебы не могли найти работу, что усугубляло криминогенную обстановку.

Властями было дано указание задействовать правоохранительные органы, которые должны были обеспечить посещаемость колледжей. Прокуроры и милиционеры по графику ежедневно ходили в среднеспециальные учебные заведения и контролировали посещаемость.

Реклама на яналифе в узбекском журнале «Янги юл», 1933 год 

Тем не менее сотни тысяч выпускников колледжей после получения диплома уезжали на работу за пределы Узбекистана, в основном в Россию.

Таким образом, задача по воспитанию «гармонично развитых людей, обладающих общими и специальными знаниями, современным мировоззрением, людей с высоким сознанием, чистыми помыслами, верных национальным и общечеловеческим ценностям, готовых создавать сильное гражданское общество» была не выполнена.

Мирзиёев и образование

Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, работая на протяжении 13 лет в правительстве страны, хорошо осознает проблему нехватки квалифицированных кадров, в том числе в образовательной сфере.

Он неоднократно подчеркивал, что в современных условиях, когда главным показателем конкурентоспособности страны является способность части ее населения соответствовать стремительному научно-технологическому прогрессу, вопрос образования становится жизненно важным.

При этом, подчеркивал президент, образование населения должно формироваться, начиная с системы дошкольного образования.

Мирзиёев также указал, что за последние 20 лет количество дошкольных государственных образовательных учреждений уменьшилось более чем на 45 процентов, а охват детей дошкольными учреждениями в настоящий период составляет около 30 процентов.

«В действующей системе дошкольного образования отсутствуют вариативные программы, недостаточно развиваются альтернативные, гибкие образовательные модели по подготовке детей к школе, а также не внедрены специальные государственные образовательные программы по примеру развитых стран, предусматривающие социально-личностное, эмоциональное, речевое, математическое, физическое и творческое развитие, ознакомление с окружающим миром», — отмечал президент.

Он также отметил, что большинство педагогических кадров государственных дошкольных образовательных учреждений имеют среднее специальное образование, что не обеспечивает должной подготовки детей к школьному обучению.

Узбекские студенты 

Президент, ссылаясь на опыт зарубежных стран, подчеркнул, что в современных дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать такие условия, «которые открывают возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, формирования творческих способностей и инициативного поведенческого профиля на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, познавательных диалоговых контактов со взрослыми и сверстниками в сфере его возрастных интересов».

В итоге буквально на днях в целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования как важнейшего звена единой системы непрерывного образования Мирзиёевым было подписано постановление «О мерах по совершенствованию оплаты труда работников дошкольных учреждений».

Документ регламентирует повышение с 1 марта 2018 года на 30 процентов оплаты труда заведующим детсадов, воспитателям, методистам, учителям, дефектологам, психологам, музыкальным руководителям и помощникам воспитателя.

Читайте также:  Нормы и правила ввоза товаров из польши в беларусь в 2018 году

Кроме того, президент Узбекистана дал поручение снизить сроком до 1 января 2023 года действующий размер родительской платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в ряде областей и населенных пунктов (в основном там, где наблюдается депрессивная экономическая ситуация).

Знаковым событием в жизни узбекистанцев стало внедрение по инициативе Шавката Мирзиёева в школах Узбекистана 10—11 классов. По словам президента, неправильным являлось то, что молодых людей в период формирования их личности в возрасте 15—17 лет отрывали от коллектива, и молодые люди были вынуждены продолжать учебу в средних специальных учебных заведениях.

«В старших классах дети формируются как личности, сплачиваются в команду. Именно в этот период их нельзя отлучать от привычной для них среды. Это может негативно повлиять на психологию молодых людей, а в конечном счете — на уровень образования и воспитания», — подчеркнул президент.

Стоит отметить, что для тех, кто хочет получить рабочую специальность, остается возможность продолжения учебы в профессиональных колледжах. Однако отныне за это нужно будет платить.

В сфере системы высшего образования узбекские власти по инициативе Мирзиёева намерены увеличить количество студентов на 18%, а также ввести стимулы для преподавателей путем значительного повышения зарплаты и других льгот.

Ранее закрытый Узбекистана взял курс на привлечение иностранных специалистов, в стране реализуется политика по открытию филиалов иностранных высших учебных заведений.

В частности, недавно было объявлено об открытии в Узбекистане в ближайшее время филиалов российских Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов», Московского государственного технического университета имени Баумана, Первого московского государственного медицинского университета имени Сеченова, Московского архитектурного университета, Российского технологического университета.

Еще ранее в этом году достигнута договоренность, согласно которой филиал Московского института стали и сплавов сможет принять первых узбекистанских студентов уже в 2018 году. Филиал будет работать на базе одного из государственных лицеев в городе Алмалыке (Ташкентская область).

Кроме того, в филиале Московского государственного университета имени Ломоносова в Ташкенте будут введены новые направления магистратуры по специальностям прикладная математика и информатика, психология.

По данным государственной статистики, 38% населения Узбекистана, или 12 миллионов из 31 миллиона человек — это дети и молодые люди в возрасте от 10 до 30 лет.

До 2021 года Узбекистан намерен увеличить количество студентов на 18%. В 2017—2021 Узбекистан направит 1,7 триллиона сумов (458,7 миллионов долларов) на реализацию национального плана по развитию высшего образования.

Источник: http://www.stanradar.com/news/full/28686-mezhdu-kirillitsej-i-latinitsej-reforma-obrazovanija-v-uzbekistane.html

О системе непрерывного образования в узбекистане

Вработе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в стране, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообществе.

Ключевые слова: система образования, качества образования, виды образования, непрерывная образования, принципы непрерывного образования, национальная модель.

In work is analyzed existing system of the unceasing education Uzbekistan, as well as the policy on reform spheres of education, as key of area, conducted course of the reforms and renovations society, as necessities and obligatory condition of the democratic transformations in country, firm development of the economy, integrations of the republic in world community.

Keywords:The System of the education, quality of education, types of the education, unbreakable education, principles of unbreakable education, national model.

После обретения независимости Узбекистан выбрал свой собственный путь развития — путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества.

Не осталась в стороне и одно из основОных направлений государственной политики Узбекистана — образование.

Неоспорим тот факт, что в этой области за прошедшие годы произошли кардинальные изменения.

На 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 1997 года в докладе «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» Президент Узбекистана И. Каримов поднял вопросы реформирования образования и подготовки кадров.

«Забота о подрастающем поколении, стремление воспитать здорового, гармонично развитого человека — это наш национальный характер.

Каждый человек, живущий на этой священной земле на протяжении всей жизни борется, трудится, не жалеет сил, чтобы вырастить своих детей образованными и добродетельными, увидеть их счастье и благополучие».

А этого, как известно, можно достичь лишь в образованном и воспитанном обществе.

Образование провозглашено приоритетным направлением в политике государства. Ярким тому доказательством явилось принятие в 1997 году двух основных документов: Закона «Об образовании» Республики Узбекистан и «Национальной программы по подготовке кадров» и, тем самым, выработка «Узбекской модели образования».

Реформы в сфере и образования воспитания направлены:— во-первых, на позитивное воздействие на социально–политический климат;— во-вторых, на нахождение человеком своего места в жизни;— в-третьих, на формирование свободной, самостоятельно мыслящей личности;— в-четвертых, на полную реализацию потенциала человека;— в-пятых, на воспитание гармонично развитых людей, обладающих общими и специальными знаниями, современным мировоззрением, людей с высоким сознанием, чистыми помыслами, верных национальным и общечеловеческим ценностям, готовых создавать сильное гражданское общество.

Национальная модель и программа — это стратегически продуманная, научно обоснованная модель (концепция), которая очень чутко воспринимает тенденции и нюансы социально-экономического развития страны.

В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

Как видим, главная особенность этой модели — непрерывность образования. То есть человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни.

Данная программа создает эффективный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют уважение к личности, раскрытие способностей и творческого потенциала; формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, физическое и духовное развитие; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=_mgDflVpEJY

Принципами непрерывного образования являются приоритетность, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, национальная направленность, неразрывность обучения и воспитания, выявление одаренной и талантливой молодежи.

Будет уместно привести мнения зарубежных специалистов об этой программе, высказанные в рамках международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», проходившей в Ташкенте 17 февраля 2012 года, в которой приняли участие представители многих крупнейших международных организаций и финансовых институтов.

В частности, профессор Сеульского политехнического колледжа Пан Хван сказал, что «Национальная программа по подготовке кадров Узбекистана получила признание в мировом сообществе и становится объектом всестороннего изучения.

По своему содержанию она охватывает все этапы непрерывного образования, реализуя принцип передовых систем — образование через всю жизнь.

Но глобальной идеей программы является, на наш взгляд, то, что она будет основным фактором качественного рывка в социально-экономическом развитии республики в новом веке».

Президент Международной Академии наук высшей школы В. Шукунов (Россия) отметил, что «разработка Национальной программы по подготовке кадров — глубоко научный, новаторский подход к решению проблемы.

Опыт Узбекистана в реализации государственной политики в реформировании системы образования, безусловно, станет своеобразным «ноу-хау» Президента Ислама Каримова.

Это «экспортная технология», которая может быть использована в странах со схожими социально-экономическими, демографическими условиями, культурно-историческими традициями и обычаями».

О необходимости непрерывного образования говорили многие великие педагоги и просветители прошлого. Вспомним знаменитые слова К. Д. Ушинского: «Следует дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь».

В нынешнее время проблема непрерывного образования актуальна потому, что: во-первых, связана с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии. И если мы не будем готовы их принять и признать, очень скоро мы окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни.

Во-вторых, это усложнение социальной сферы, а именно, необходимость всё время делать осознанный выбор. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях.

В-третьих, необходимость непрерывного образования заключается в том, что усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, соблюдения законов, уважение прав и выполнения обязанностей граждан, укрепление семьи, развитие здорового образа жизни, сохранение окружающей среды и т. д.

Отличительной особенностью Национальной программы по подготовке кадров является введение с систему непрерывного образования как самостоятельных и обязательных ступеней, девяти летнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования, которые обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным программам.

Молодые люди имеют возможность добровольно выбирать направления двух типов трехлетнего специального образования исходя из своих способностей и желаний: академический лицей или профессиональный колледж.

Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся. В академических лицеях обучающиеся имеют возможность по избранному ими направлению обучения (гуманитарные, точные, естественные науки, филология и искусство).

Профессиональный колледж дает среднее специальное, профессиональное образование в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта, обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.

Таким образом, создаются условия для совершенствования получения знаний молодежью, приобретения ими определенной профессии или специальности. Получение учащимися 12-летнего общего и среднего специального, профессионального образования гарантируется государством. Это обеспечивает их социальную защиту в условиях рыночной экономики.

В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура. Бакалавриат — одно из направлений получения базового высшего образования. Магистратура — высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра.

Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется путем определения уровня знания абитуриентов по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платно-контрактной основе.

В нынешнее время главным потребителем образовательных услуг становится отдельная личность. Личность реализуется в большей степени через гибкость образовательной сферы, её изменяемости, приспособлении к меняющимся образовательным потребностям человека, государства и общества. Это приводит к постоянному её совершенствованию, обновлению, повышению эффективности.

Литература:

1.         Закон Республики Узбекистан «Об Образования» // Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк». — Ташкент. 1997.

2.         Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». Тамже.

3.         И. Каримов. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана, Т.,1997

4.         Бегимкулов У. Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. Ташкент. 2010.

Источник: https://moluch.ru/archive/89/16067/

Ссылка на основную публикацию