Административно-правовой статус лица без гражданства на территории российской федерации

Административно-правовой статус лица без гражданства на территории Российской Федерации

Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента.

Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения.

Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.

По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.

Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и все остальные люди обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.

Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.

К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.

Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:

  1. По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений.

    Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны.

    Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины.

    Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.

  2. При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».

Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.

  1. При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.

Выдворение из страны

По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.

Права и обязанности апатридов

Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.

Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.

Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.

В противном случае особу без подданства депортируют.

Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку.

Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги.

Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.

Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.

Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.

Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.

Предоставление больничного листа

Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.

Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении миграционной службы.

Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.

При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.

За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.

Пересечение границы

Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.

Вид на жительство в РФ

Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:

  1. Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
  2. Вид на жительство.
  3. Разрешение на временное проживание.
  4. Недействительный паспорт.

Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

Разрешение на временное пребывание в РФ

Получение вида на жительство

Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ФМС с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.

Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ФМС. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.

Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.

Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.

Причины отказа

Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:

  1. Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники миграционной службы посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
  2. Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
  3. Наличие текущей или незакрытой судимости.

Источник: https://myscript.ru/grazhdanstvo/administrativno-pravovoj-status-lica-bez-grazhdanstva-na-territorii-rossijskoj-federacii

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

Названные федеральные законы определяют и особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

В соответствии с ч. 1 ст.

1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В силу ч. 1 ст.

2 названного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, подразделяются на три вида:

  • временно пребывающие в Российской Федерации — это лица, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие вид на жительство.
Читайте также:  Социальные льготы и программы в сша для инвалидов в 2018 году: субсидии для многодетных и малоимущих в америке

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности в том числе и в административно-публичной сфере наравне с гражданами страны, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные названным Федеральным законом, а также иными федеральными законами сводятся главным образом к следующему.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан Российской Федерации не вправе осуществлять некоторые права в административно-публичной сфере.

В частности, они не имеют права:

  • избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;
  • поступать на государственную службу, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;
  • быть членами и участвовать в деятельности политических партий;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.

2. Действующим федеральным законодательством установлены определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере.

Эти ограничения сводятся, в частности, к следующему:

  • иностранным гражданам и лицам без гражданства при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», может быть запрещен въезд в Россию;
  • иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть ограничен выезд из Российской Федерации в случаях, если они задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, или не выполнили предусмотренные российским законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, привлечены к административной ответственности в соответствии с российским законодательством за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять на территории России трудовую деятельность только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на работу;
  • иностранные граждане и лица без гражданства вправе находиться на территории России только в течение установленного для них срока проживания или временного пребывания;
  • иностранные граждане и лица без гражданства не вправе посещать территории, организации и объекты, расположенные на территории Российской Федерации, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Российской Федерации, не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъектов РФ, на территории которых им разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанных субъектов РФ;
  • транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации разрешается только по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из России проездных билетов, или под-твержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории России.

3. Действующим российским законодательством установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере, а также предусматривается возможность освобождения указанных лиц от исполнения некоторых административных обязанностей, возлагаемых на граждан России.

В частности, иностранные граждане и лица без гражданства несут следующие специальные обязанности в административно-публичной сфере:

  • обязанность зарегистрироваться в территориальном органе Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих);
  • обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;
  • обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.

4. В случае нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных российским законодательством для этой категории лиц правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения. К числу таких мер относятся, в частности, депортация и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация применяется органами внутренних дел к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае неисполнения ими обязанности выехать из Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Административное выдворение является административным наказанием, применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания в Российской Федерации, нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу, нарушение иммиграционных правил и т.п.). По сути это есть принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы России. В случаях, предусмотренных российским законодательством, административное выдворение может осуществляться посредством контролируемого само-стоятельного выезда лица из России.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34792

Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в 2018 году

Население любого государства выступает как разношерстная и разносоставная структура. В связи с этим правительственные органы занимаются разработкой законов, которые будут регулировать административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ в 2018 году.

Ведь в данной области есть множество нюансов, без которых функционирование невозможно провести в рамках закона.

Что необходимо знать

На территории Российской Федерации находится большое количество иностранцев, лиц без гражданства и собственных граждан. Все они составляют население страны и у каждого есть набор прав и обязанностей в рамках административно-правового статуса.

Для правового пребывания в пределах государства иностранцам и лицам без гражданства нужно иметь соответствующие документы. Их выдает миграционная служба страны. В России этими делами занимается подразделение по миграционным вопросам в МВД РФ.

Хотя ранее за все подобные вопросы отвечала Федеральная миграционная служба. С 2016 года такого органа исполнительной власти не существует.

Важные понятия

При рассмотрении этой темы, следует опираться на ряд терминов правового значения. Но без предварительной их обработки данная процедура может быть сложной.

Поэтому основными понятиями выступают:

Термин Значение
Иностранец Гражданин определенного государства, который находится на территории другой страны, не имея в ней статуса гражданина. Поэтому он пользуется правами и обязанностями иностранца, которые прописаны в законах данной страны
Лицо без гражданства Человек, который лишился всех гражданств, что у него были и не имеет оснований для получения подданства какой-либо из стран
Гражданин Лицо, которое имеет гражданство страны и пребывает в ней. На него возлагается спектр обязанностей, но вместе с тем, он имеет и права, которые недоступны иностранцам
Миграция Процедура, в ходе которой происходит перемещение населения в пределах страны или за ее границами. Миграция состоит из внутренних и международных перемещений, может быть легальной и нелегальной

На какие виды подразделяются данные граждане

Существует несколько классификаций, которые могут быть применены к данной сфере миграции. Дело в том, что иностранцев и лиц без гражданства можно разделить на такие виды:

Вид Особенности
Легальные Находятся на территории государства на основании иммиграционных документов. В таком случае государство само выдало иностранцам или лицам без гражданства разрешение на пребывание в стране
Нелегальные В этом случае пересечение границы было незаконным, или же визовые документы были подделаны и не соответствуют целям пребывания в стране. К примеру, когда оформляется гостевое приглашение, а иностранец осуществляет в стране трудовую деятельность
Временные Такие мигранты прибывают на определенный период времени, который предполагает иммиграционный документ. Цели визита могут быть разными — работа, туризм или визит к родственникам, друзьям
Постоянные Этот вариант предполагает, что мигрант оформил необходимый пакет документов для постоянного пребывания в стране. В дальнейшем такой переезд предполагает получение гражданства

Законные основания

Изначально в данной области используется Федеральный закон №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”:

В главе второй Говорится о возможностях получения гражданства России
Статья 13 О существовании общего порядка получения гражданства
Статьей 14 Упрощенное получение гражданства
Статья 23 Говорит о том, каким образом прекращается гражданство
А в статье 22 Размещены положения об основаниях для отмены гражданства

По отношению к иностранным гражданам применяют Федеральный закон №115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”:

В статье 4 Отмечены основания по пребыванию в стране
В статье 2 Говорится о основаниях по пребыванию в стране распространяется и на лиц без гражданства
Говорится в статье 32.2 В отношении иностранцев действуют международные договоренности, в которых участвует Россия. В соответствии с которой государство принимает и передает иностранных граждан

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Основу административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства составляют права и обязанности. В сравнении с гражданами государства, данные категории лиц имеют ограничения.

В зависимости от того, на какие группы лиц распространяется действие административно-правовых норм, следует различать несколько подразделений:

  • общего характера;
  • групповые;
  • индивидуальные.

В привязке к данным показателям и следует разбираться с дальнейшей структурой вопроса. Существуют четкие ограничения в плане рабочих отношений и получения образования.

Все они касаются исключительно тех областей деятельности государства, которые отвечают за государственную безопасность. В связи с этим иностранцы и лица без гражданства не допускаются до такой работы.

Нужно понимать, что пребывание на территории России для таких категорий лиц предполагает соблюдение четких правил. Их нарушение влечет за собой наказание в нормах законодательства страны.

На что они не имеют право

Государство определяет те категории деятельности, в которых могут участвовать иностранцы и апатриды, и те, в которые их не допускают. Важно учитывать, что есть такие запреты:

Читайте также:  Востребованные профессии в южной корее для иностранцев в 2018 году
Такая часть населения страны не может занимать должности государственных служащих Нельзя работать в областях, связанных внутренними органами страны, в том числе полиции. Не может стать иностранец, апатрид президентом
Ограничивают их доступ к должностям и работам К тем которые могут соприкасаться с государственной тайной
Проводить воинскую службу в рядах регулярной российской армии Поскольку данная опция также предполагает соприкосновение с темой государственной тайны и безопасности
Въезжать такие лица могут только на основании документов, выданных Российской Федерацией Проживание также обеспечивается за счет иммиграционных бумаг
Ограничение их передвижения Возможно в условиях необходимости обеспечения безопасности в стране и собственных граждан государства
Свободно приобрести оружие нельзя Для этого подается специальное ходатайство с территории того государства, в котором проживает иностранец и имеет там гражданство. При этом выдается определенный срок, в течение которого необходимо вывезти оружие за пределы государства. Иначе будет проведена конфискация приобретенной единицы
Невозможность свободно выехать за пределы государства Для того, чтобы выехать, нужно пройти контроль и получить разрешение. В случае, когда это угрожает безопасности страны, человека не выпустят за границы

Данные правила действуют всегда. И иностранцам следует их учитывать для того, чтобы пребывать в стране на правовых основах.

Обязанности в данной сфере

Для того, чтобы избежать проблем с законом, въезжающему в Россию человеку необходимо знать, какие правовые нормы действуют в плане обязанностей иностранцев и апатридов.

В данной области законодательство России определяет набор ответственности для иностранцев наравне с гражданами государства.

Для иностранцев наиболее актуальными будут такие пункты:

Миграционный учет Обязательно следует проводить постановку на учет и регистрацию по месту пребывания, сделать это нужно в течение трех дней
Период пребывания Нужно въезжать только по действующей миграционной бумаге и до истечения срока его действия покидать территорию страны или же продлять визовый документ
Проводить перерегистрацию необходимо в случае постоянного проживания в стране Ее совершают ежегодно
Если срок пребывания был сокращен То иностранцам и апатридам дают три дня для возможности выехать за пределы государства, а если иммиграционные документы аннулировали, нужно будет покинуть страну за 15 дней
Конституция РФ Все ее положения необходимо соблюдать

Стоит учитывать, что пребывание в стране сопровождается разного рода деятельностью. И в ее рамках необходимо опираться на те законодательные нормы, действующие в этой области.

При выезде из страны мигрант сдает миграционную карту. Это обязательное действие, которое должен выполнить каждый иностранец или апатрид.

Какие меры применяются в случае нарушения правил

Любое несанкционированное действие во время пребывания на территории России будет считаться для иностранцев нарушением миграционного порядка.

Существует несколько основных ситуаций, которые имеют место быть:

Нарушение Наказание
Правил въезда или пребывания Штраф 2-5 тысяч рублей — также может применяться выдворение
Несоответствие по целям въезда с тем, что прописано в иммиграционном документе Аннуляция визы, штраф от 2 до 5 тысяч рублей
Невыполнение обязанностей по миграционному учету
  • для граждан — 2-5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — 40-50 тысяч;
  • для юридических лиц — 400-500 тысяч
Незаконное трудоустройство
  • граждане — от 2 до 5 тысяч;
  • должностные лица — 25-50 тысяч;
  • юридические лица — 250-800 тысяч

Для выезда въезда иностранные граждане и апатриды должны использовать отдельное законодательство. Российская Федерация предлагает оптимальное количество прав и свобод для таких людей — в соответствии с международными договоренностями.

При этом статус такого посетителя страны может изменяться. И иностранец или апатрид имеет право получить гражданство России.

Видео: как получить Российское Гражданство

Источник: https://posobieguru.ru/migracija/administrativno-pravovoj-status-inostrancev-i-lic-bez-grazhdanstva/

Особенности правового статуса лиц без гражданства

Лицо без гражданства — лицо, не имеющее устойчивой политико-правовой связи и не связанное взаимными правами и обязанностями ни с одним государством. По разным оценкам, таких людей в мире насчитывается до 15 млн., что сравнимо с населением какой-либо европейской страны или крупного российского региона.

Правовое и социальное положение таких лиц очень уязвимо, и во многом зависит от законодательства страны их пребывания.

Что это такое

Состояние, когда человек не имеет гражданства определенного государства, по-другому именуется безгражданством или апатризмом и является предметом регулирования в международном праве.

Лица без гражданства не имеют паспорта какой-либо страны по разным причинам: это может быть и лишение гражданства (по политическим, религиозным, этническим основаниям), добровольный выход из гражданства, ликвидация государства в целим, рождение от родителей-апатридов и др.

Даже в современных и развитых странах возможны коллизии права, ведущие к апатризму.

Международное право исходит из того, что состояние безгражданства должно сокращаться, а самим апатридам страны их пребывания должны гарантировать все права человека, основные социально-экономические права и, при желании лица, давать возможность получить гражданство на законных основаниях в стране проживания.

Апатрид (от греч. apatris — не имеющий отечества) или лицо без гражданства согласно международному праву — это человек, который не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу законодательства последнего.

Основными международными документами об апатридах, являются:

  • Конвенция ООН о сокращении безгражданства (1961 года);
  • Конвенция о статусе апатридов (1954).

Российская Федерация в отношении лиц без гражданства полностью соблюдает нормы международного права, предоставляя им возможность получения гражданства (в ряде случаев — в упрощенном порядке), соблюдая и охраняя права человека.

Основным законом страны — Конституцией — в статье 62, установлено, что лица без гражданства и иностранцы пользуются в нашем государстве всеми теми правами, и должны исполнять те же обязанности, что и россияне.

Исключения из этого правила могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами.

Основным документом после Конституции, регулирующим правовой статус апатридов в РФ, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (31.07.2002).

В отношении апатридов в Российской Федерации определен режим иностранцев, то есть из национального режима изымаются ряд прав, предоставляемых только гражданам РФ (в основном, в политической сфере).

Законодательно установлено, что иностранцам и лицам без гражданства в России предоставляются все права и свободы человека (за рядом исключений), и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан.

В частности, апатриды не могут:

  • участвовать в политических выборах (в том числе, вступать в партии и объединения);
  • проходить военную службу;
  • занимать некоторые должности (к примеру, управлять воздушными и морскими судами, занимать государственные должности).

Изъятия существуют и при передвижении по территории РФ — лицам без гражданства ограничен доступ в:

  • военные городки;
  • приграничные зоны;
  • зоны бедствия и ЧС.

Кроме того, проживая или пребывая на территории РФ, апатриды обязаны соблюдать национальное законодательство, платить налоги и т.д.

Совокупность прав и обязанностей лица без гражданства составляет его правовой статус. При этом часто считается, что правовой статус апатрида и иностранца в РФ идентичны.

Однако это не совсем верно: апатрид, не имея никакого гражданства, всегда находится только под юрисдикцией страны пребывания, в то время, как иностранец дополнительно пользуется и покровительством (защитой) своего государства.

Видео: Специальные центры

Законодательство

Российская Федерация способствует сокращению безгражданства.

Кроме Конституции и Закона о положении иностранцев, нормы, связанные с положением лиц без гражданства, содержатся в следующих законодательных актах:

  • Закон о гражданстве (ФЗ № 62 от 31.05.2002). Устанавливает правила и процедурные моменты получения апатридами гражданства. Также определено, что ребенок апатридов, родившийся в России, является ее гражданином.

Источник: https://101zakon.ru/grazhdanstvo/vidy/osobennosti-pravovogo-statusa-lic-bez-grazhdanstva/

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами.

Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15 августа 1996 г.

№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.

Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), используемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы России (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно несут ответственность (например, административную) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

Читайте также:  Цена и стоимость 1 литра бензина в грузии в 2018 году: пдд и штрафы для автолюбителей

Источник: http://investobserver.info/osobennosti-administrativno-pravovogo-statusa-inostrannyx-grazhdan-i-lic-bez-grazhdanstva/

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Фундамент административно-правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации составляет часть 3 статьи 62 Конституции РФ, предусматривающая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

            Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

 Для иностранных граждан в Российской Федерации установлены три правовых режима:

  • временное пребывание;
  • временное проживание;
  • постоянное проживание.

            Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты.

 Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать в общем случае 90 суток.

            Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается Министерством иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы, о чем делается отметка в миграционной карте.

 Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

            Выдача иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения производится в 6-месячный срок по заявлению иностранного гражданина территориальными органами Федеральной миграционной службы либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина. Вопрос о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, решается территориальными органами Федеральной миграционной службы в течение 60 суток со дня подачи соответствующего заявления.

 Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты.

Во всех случаях без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

            Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год.

            Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании вида на жительство.

Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

 Иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

            Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»к таким территориям, организациям и объектам отнесены:

  • территории закрытых административно-территориальных образований;
  • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;
  • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

  Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

 Избирательное право. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

            Свобода труда. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

 Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Такое разрешение не требуется для иностранных граждан:

            При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

            В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не вправе быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром воздушного судна гражданской авиации.

 Иностранный гражданин не вправе быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Право поступления на государственную и муниципальную службу.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной гражданской службе, муниципальной службе, а также на службе в органах прокуратуры, органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, государственной фельдъегерской службе, органах наркоконтроля, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, таможенных органах. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу и альтернативную гражданскую службу.

 Обязанность по медицинскому страхованию. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»*(132) иностранные граждане, временно находящиеся в Российской Федерации, должны быть застрахованы по системе медицинского страхования.

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (апатрид) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л. безг.

, как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (напр., избирательными).

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

      1. они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;
      2. они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;
      3. иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;
      4. на них не распространяется воинская обязанность;
      5. они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);
      6. для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);
      7. они обязаны подчиняться законам Российской Федерации;
      8. по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;
      9. иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;
      10. выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

Источник: http://admin-laws.ru/ekzamenaczionnye-otvety-po-administrativnomu-pravu/313-administrativnopravovoj-status-inostrannyh-grazhdan-i-lic-bez-grazhdanstva-2.html

Ссылка на основную публикацию