Система образования в монголии: известные университеты и вузы

Образование

Система образования Монголии включает в себя академическое и профессиональное образование. Главное достижение Монгольской образовательной системы заключается в предоставлении в равной степени как академического, так и профессионального образования.

Были одобрены системы технического, профессионального и школьного образования. Образование отвечает современным требованиям в подготовке молодых кадров, предоставляется возможность повышения квалификации.

Образование является открытым и доступным, что положительно сказывается на социально-экономическом росте и развитии страны и общества, оказывающее свое влияние на потребности рабочей силы.

Система образования в Монголии состоит из 3 частей. Дошкольное воспитание как первая ступень образования.

Дети дошкольного возраста проходят 5 лений курс обучения,в начальную школудети поступают придостижении шестилетнего возраста.

Эта система была разработана в период с 2005-го по 2012-ый год и является дополнением к Закону о Начальном и Среднем образовании, которое снизило возраст детей поступающих в начальную школу с 7-ми до 6-ти лет, а так же увеличило образовательный период обучения с 11-ти до 12-ти лет.

Образование в государственных школах является бесплатным. Дополнительное образование, не предусмотренное государственной программой имеет отдельную стоимость.

Большое количество юношей традиционно учится в сфере народного хозяйства, что является причиной преобладания девушек в Государственных ВУЗах – 64%, в то время как 76% девушек от общего числа студентов учатся в частных Учебных заведениях.

Последние 10 лет Государство страны уделяет особое внимание Образованию, систему которого приблизили к международным стандартам. Основой создания новой системы являются новые законы об Образовании, которые предоставляют свободный выбор учебного заведения и учебного плана, обеспечивает независимость ВУЗов.

Особое внимание Правительство уделило внедрению информационно-коммуникационных технологий, использованию компьютеров в обучении. Современные стандарты образования являются основой для культурного развития молодежи.

Дети из провинций получают полное среднее образование в родной провинции и после окончания среднего образования переезжают в столицу, для того чтобы получить высшее образование, в связи с тем что большинство Высших Учебных Заведений находится в столице. В связи с этим 50% населения Монголии проживает в городе Улан-Батор.

Одной из характерных черт системы монгольского образования является исследование и изучение академических программ других стран, изучение которых дает четкое понимание о скорости развития монгольского образования.

Например: В одном из исследований сказано, что программу по математике, которую изучают ученики 4-го класса Монгольской общеобразовательной школы, ученики Китайской общеобразовательной школы изучают в 7 классе.

Источник: http://www.best-country.org/asia/mongolia/education

Очбадрах Н. Особенности развития высшего образования в Монголии

Библиографическая ссылка на статью:
Очбадрах Н. Особенности развития высшего образования в Монголии // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704 (дата обращения: 07.06.2018).

Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Современная Монголия, расположенная между двумя великими образовательными державами – Россией и Китаем, активно обновляет образовательную систему, пытаясь учесть влияние как северных, так и южных соседей.

Хотя политика Монголии связана с так называемым «азиатским поворотом» в образовании: получением финансовой помощи для системы образования  от азиатских стран и США, обращает на себя внимание значительное совпадение проблем, имеющихся как к России, так и Монголии.

Так же как и российская система образования монгольская подверглась существенным преобразованиям.

С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальным изменениям, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре, т.е. с разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др.).

Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга.

Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации. [1]

Правовые основы современной системы образования сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п.8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования.

Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г.

В Законе указано, что «образование будет развиваться  в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности… В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизованные ценности человечества, на передовые наследие традиции и науку».

Согласно закону «Об образовании», право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования.

Структура системы образования Монголии имеет следующий вид: 1-6 лет – начальное образование;  после 10 класса– базовое образование; 11-12-е классы обеспечивают полное среднее образование.

Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 10-го или 12-го классов. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов.

В таблице 1 представлена структура системы образования в Монголии.

Таблица 1. Система образования в Монголии

Возраст, лет Срок обучения Ступени образования
25-27 3-4 года Докторантура
23-24 1-2 года Высшее образование – магистратура
18-22 4-6 лет Высшее образование – бакалавриат
16-17 2 года Полное среднее образование 11-12 кл. Профессиональное техническое образование
12-15 4 года Базовое образование 7-10 кл.
6-11 5 лет Начальное образование 1-6 кл.
0-5 Дошкольное образование

Высшее образование состоит из следующих ступеней: бакалавриат (4-6 лет), магистратура (1-2 лет); после окончания которого можно поступить в докторантуру.

С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему.

Каждый кредит соответствует 36 академическим часам, курс бакалавриата составляет 120 кредитных единиц, а курс магистратуры – 150 кредитных единиц, докторантуры – 220-240 кредитных единиц.

[2] Перевод организации учебного процесса на кредитную систему создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения. Однако кредитная система пока не полностью реализована в вузах Монголии.

В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, а в 2009-2010 уч. гг. было 146 университетов, из них 42 государственных. Снижение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора.

  Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г.

университетского статуса двум частным вузам – институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом.

Государственные вузы Монголии, в отличие от российских высших учебных заведений, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано с тем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения.

С другой – в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др.).

В то же время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику. [1]

Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и рынке профессионального образования, массовизация высшего образования, коммерциализация образовательной услуги, снижением роли государства и т.д.

В сфере высшего образования наблюдается постепенный переход от представлений об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений.

Поэтому основными направлениями государственной политики в сфере развития высшего образования на длительную перспективу в Монголии должны быть: выделение для государства приоритетных направлений подготовки специалистов и обеспечение рационального соотношения в подготовке специалистов с профессиональным образованием; реализация функции регламентации и контроля сферы образования и т.д.

Библиографический список

  1. Томских  А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. – 2011. – № 9 (24) – С. 7-11
  2. Цэдэв, Наваанзог Х. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. – 2013. – №3. – С. 51-62

Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704

Монголия: Российские вузы вновь манят к себе молодых ученых

НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Когда преподавательница монгольского языка Национального университета Монголии Мунхцецег Энхбат (Munkhtsetseg Enkhbat) решила расширить свои знания в смежной дисциплине, а именно в манчжурском языке, она решила направить свои стопы за рубеж. Но отправилась она не в Китай, а поступила в аспирантуру в России.

На первый взгляд это решение может показаться странным, но для Энхбат оно имело большой смысл. «Это центр монголоведения, там работают специалисты по Манчжурии – говорит она о Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ), где трудится над диссертацией. – Многие знаменитые ученые в этой области посветили свою жизнь научной работе в этом университете».

Россия традиционно привлекала монгольских студентов, желающих получить высшее образование.

По данным финансируемого Кремлем Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Улан-Баторе, с 1922 года свыше 60 тысяч жителей Монголии получили в России дипломы о высшем образовании.

Однако после падения коммунизма эти связи ослабли, и все больше монгольских учащихся, желающих получить высшее образование, устремили свои взоры на Азию и Запад. Россия больше не является для Монголии единственной соратницей и связью с внешним миром.

В сегодняшней Монголии на смену русскому языку как главному иностранному языку, преподаваемому в средних и высших учебных заведениях, пришел английский. Интерес к русскому резко упал. В 1990-х годах в стране начали перепрофилировать преподавателей русского языка на преподавание английского.

В 2004 году тогдашний премьер-министр Монголии Элбэгдорж Цахиагийн, ныне занимающий пост президента страны, выразил пожелание, чтобы каждый гражданин страны овладел английским языком.

Позднее он преобразовал эту идею в более реалистичную общенациональную программу обучения английскому языку, но посыл был ясен: не русский, а английский язык стал языком будущего.

Несмотря на эти перемены, Россия остается центром образования для некоторых граждан Монголии, желающих получить доступное высшее образование. Судя по отдельным признакам, в условиях бума в горнодобывающей отрасли и быстрого экономического роста, переживаемых ныне Монголией, к российскому образованию вновь пробуждается интерес.

Четыре года тому назад 21-летний Уламбаяр Дашхорол (Ulambayar Dashkhorol) отправился из Улан-Батора в Санкт-Петербург в Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (НМСУ), последовав семейной традиции: его отец работает геологом, мать и отец говорят по-русски, и даже сам молодой человек учился в Монголии в русскоязычной школе. В этом смысле он сильно отличается от многих граждан Монголии, выросших после 1991 года.

Судя по наблюдаемым в последние несколько лет признакам, и другие жители Монголии начинают следовать его примеру.

Когда Дашхорол впервые прибыл в Россию в 2009 году, он мог пересчитать монгольских студентов, обучающихся в университете, буквально по пальцам. Сегодня, по словам молодого человека, это количество выросло в три-четыре раза.

Он не сомневается, что этот рост связан с бумом в горнодобывающей отрасли, но отмечает, что и другие факторы способствуют повышению привлекательности России.

«Наша страна еще не слишком хорошо развита, – говорит он. – Образование в Монголии не такое хорошее, как в России. Здесь прекрасные преподаватели и технические вузы».

Немаловажно и то, что Дашхорол обучается бесплатно. В последние годы российское правительство увеличило количество стипендий для представителей Монголии, доведя их до 300 в год (250 для студентов и 50 для аспирантов).

На данный момент в вузах на территории России бесплатно обучаются порядка двух тысяч граждан Монголии.

По словам ряда монгольских студентов Петербурга, они не знают ни одного человека, кто бы платил за свое обучение в России.

По словам директора РЦНК в Улан-Баторе Евгения Михайлова, в стране растет конкуренция за стипендии. «Судя по количеству заявлений, поступающих от молодых людей и девушек Монголии, мы наблюдаем увеличение числа молодежи, желающей получить образование в России и изучать русский язык», – отмечает он в письме EurasiaNet.org по электронной почте.

Возможность получить бесплатное образование – не единственное, что привлекает монгольскую молодежь в России.

По словам 28-летнего Одхуу Булгантамира (Odkhuu Bulgantamir), изучающего геологию в Петербургском горном университете, на него немалое впечатление оказали значительный опыт, накопленный Россией в горном деле, и 240-летняя история его учебного заведения. «Если вы знаете русский, если вы знаете иностранный язык, для вас открывается еще одна дверь в мир», – добавляет он.

Булгантамир не уверен, будет ли российское образование в Монголии набирать популярность по мере роста экономики его страны. Сомнения испытывает не он один. Монгольские студенты признают, что обучение в России сопряжено с рядом практических трудностей.

Жизнь в российских городах очень дорога, и студентам с трудом хватает стипендии на самые основные нужды. Кроме того, им не разрешается совмещать учебу и работу.

Китай, который также предоставляет государственные стипендии монгольским студентам, разрешает им работать, да и стоимость жизни там гораздо ниже.

Читайте также:  Врачи в израиле: зарплата и работа в 2018-2019 году

Главным же экзаменом для российского образования, пожалуй, является не стоимость жизни и не популярность языка, а уверенность студентов, что они получают качественное образование. По большей части они, похоже, полагают, что это так и есть.

Даже Энхбат, признающая, что ей с трудом дались адаптация к жизни в Петербурге и русский язык, считает, что принятое решение позволило ей оказаться в идеальной учебной среде. «Россия – один из основных источников академических и научных знаний в мире, – говорит она.

– Профессора и научные сотрудники, с которыми я здесь работаю, настоящие специалисты по Монголии. Они хорошо ко мне относятся и действительно понимают меня».

Источник: https://russian.eurasianet.org/node/60111

Где монголы получают образование?

Население Монголии  молодое. На 16 августа 2014 года население Монголии составило 2.967.784 человек. В прошлом году был самый большой прирост за всю историю страны, родилось более 80 тыс. малышей. Монголия демонстрирует самую высокую рождаемость среди немусульманских стран мира.

Население — возрастной состав населения — на детей до 14лет приходится 36%, от 15 до 64 лет 60,2%, люди старше 65 лет составляют 3,8%.  В Улан-Баторе пять крупных государственных вузов. Еще есть очень много частных. Всего же в Монголии более ста вузов. Число учеников общеобразовательных школ составляет 85.

1 тысяч, учащихся центров профессионально-производственного обучения — 18.4 тыс., а количество студентов вузов и колледжей – 33.9 тысячи. В последние годы стремительно растет число обучающих  за рубежом монгольских граждан. По последним статистическим данным, учатся за рубежом около 10000 студентов.

 Многие получают  стипендии, гранты от зарубежных вузов благодаря эффективным сотрудничеством министерства образования разных стран.

 Студенты-отличники 1-го и 2-го курсов монгольских вузов поощряются государством, и имеют возможность продолжать обучение в вузах Англии, Японии, Кореи, Австрии, России, Америки, Германии, Китая и т.д.

Самое большое количество монгольских студентов учится в столице Китая .  Студенты, обучающиеся на первом и втором курсах в монгольских университетах , продолжают обучение в КНР в направлениях, как инженерное дело,  технологии, журналистика, медицина , горное дело и многое другое.

В Монголии традиционно популярны Российские университеты. Министерство образования России выделило в 2014 году для Монголии за счет средств федерального бюджета 383 места по различным специальностям и направлениям подготовки: бакалавриат, специалист, магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование.

На данный момент в Турции учится около 900 монгольских студентов, 350 из них имеют гранты правительства Турции. Получившие стипендии продолжат обучение в таких направлениях, как экономика, инженерия,  политология, медицина, общественные науки, тюрковедение, искусство, литература и банковское дело.

Монголия и Япония подписали Обменные Ноты в рамках программы правительства Японии по проекту «Стипендиальная программа по развитию  потенциала человеческих ресурсов» (Japanese Grant Aid for Human Resource Development Scholarship).

Проект осуществляется правительством Японии с 1999 года с целью поддерживать  развитие людских ресурсов в развивающихся странах, в него Монголия вошла в 2011 году. С тех пор на магистрантуру в японских вузах обучились 227 монголов.

А так же многие учатся  в 20 канадских средних школах и вузах.  В Канадских университетах студенты получают академическое образование с присвоением степени бакалавра, магистра или доктора наук, по окончании же колледжа выдаются сертификаты и дипломы в технических и полупрофессиональных сферах.

Много молодёжи учится в американских ВУЗах, причём правительство США регулярно объявляет набор нате или иные образовательные программы, предоставляя выходцам из Монголии бесплатное обучение.

Франция и Шотландия начинают программу грантов для монгольской молодежи.

В Монголии действует  правительственная программа «птичье гнездо», которая призвана обеспечивать  талантливой молодежи возможности работы на родине, чтобы они работали дома, приносили свои знания, умения, которые они получили в других странах.  В 2011 году запущена данная программа, чтобы  создать молодым специалистам  в стране такие же условия, которые они имеют за рубежом.

Источник: http://www.moscowmongols.com/2014/10/05/gde-mongoly-poluchayut-obrazovanie.html

Боловсрол, соёл, хүмүүнлэг

Монгол-Оросын боловсролын салбарын хамтын ажиллагааны түүхэн замнал

  • 1913 онд Консулын дэнж дэх орос, монгол хэл бичиг заах сургуульд сурч байсан Х.Чойбалсан нарын 13 хүүхдийг Оросын Эрхүү(8), Хиагт хотуудад(5) суралцуулахаар анх илгээв.
  • 1912 онд Хужирбуланд Хаант Орос Улсын мэргэжилтнүүдийн туслалцаатай цэргийн бага ахлагч нарыг бэлтгэх цэргийн сургууль нээгдэж, Д.Сүхбаатар Х.Чойбалсан нарын 1900 цэрэг суралцан төгсөв.
  • 1921 онд Монгол Улсын Засгийн газрын шийдвэрээр анх 15 монгол хөвгүүд, охидыг Зөвлөлт Улсын Дорно дахины Коммунист их сургуульд(КУВТ) сургаж эхэлсэн байна. Энэ үйл явдлыг Зөвлөлт Холбоот Улсад монгол иргэдийг сургаж эхэлсэн үе, хоёр орны боловсрол, соёлын салбарын хамтын ажиллагааны эхлэл тавигдсан он гэж тэмдэглэж ирсэн.
  • 1922-1926 оны хооронд нийт 200 гаруй Монгол оюутан Зөвлөлт Улсын их сургуулиудыг төгсчээ. Тэдгээрийн дунд Мөнх-Очирын Гомбожав(Мэргэн гүн) Ленинградын улсын их сургууль, Бямбын Ринчэн Ленинградын Дорно дахиныг судлах институт, их зохиолч Дашдоржийн Нацагдорж(гэргий Пагмадуламын хамт) Ленинградын цэргийн сургуулийг тус тус төгсжээ.
  • 1930-аад онд Москва, Ленинград, Эрхүү, Улаан-Үүд зэрэг хот монгол оюутнуудыг бэлтгэн сургадаг гол төв болж, Эрхүүгийн дээд сургуулиудын дэргэд монгол оюутнуудад зориулсан орос хэлний бэлтгэл анги нээгдэв.
  • 1930-аад оны эхээр Эрхүүгийн их сургуульд багш, хүн, малын их эмч нарыг бэлтгэхийн сацуу Хиагтад дунд мэргэжлийн боловсон хүчин бэлтгэж байлаа.
  • 1938 онд Ю.Цэдэнбал Эрхүүгийн Санхүү эдийн засгийн дээд сургууль, Ц.Дамдинсүрэн Ленинградын Дорно дахиныг судлах институтэд тус тус суралцан төгссөн.
  • Аугаа Эх орны дайны дараа, 1960-аад онуудад монгол оюутнуудыг уул уурхай, эрчим хүч, барилга зэрэг салбарт онц шаардлагатай инженер-техникийн чиглэлээр бэлтгэж эхлэв.
  • Монгол оюутнуудын ЗХУ-д суралцаж байсан оргил үе нь 1980-аад он юм. Жилд 1300 гаруй оюутан Зөвлөлт Холбоот Улсын их, дээд болон дунд мэргэжлийн, 1000-аад оюутан техник мэргэжлийн сургуулиудад тус тус элсэн суралцаж байв. Эрхүү хотод 2000, Москвад 1000 гаруй, Ленинград хотноо 800-аад оюутан 200 гаруй төрлийн мэргэжлээр 287 их, дээд, тусгай мэргэжлийн сургуулиудад сурч байв.
  • 1990 оноос хойш одоог хүртэл ОХУ-д мэргэжил эзэмшсэн 30.000-аад иргэн ажиллаж байна. Жилд ойролцоогоор 270-300 монгол иргэн ОХУ-ын Засгийн газрын тэтгэлгээр суралцах боломжтой болсон.
  • Өнөөдөр ОХУ-д соёл урлаг, зэвсэгт хүчин, эдийн засаг, инженер техник, хууль эрх зүй, хүмүүнлэг, анагаах ухааны салбарт ойролцоогоор 2000 гаруй оюутан залуус тэтгэлэгтэй суралцаж мөн төдий хэмжээний оюутан хувиараа суралцаж байна.

Монгол-Оросын соёлын хамтын ажиллагаа

Монголын үндэсний төв театр 1931 онд байгуулагдаж, 1963 онд Чайковскийн «Евгений Онегин» дуурь тавьж шинэ улирлын нээлтээ хийснээр Улсын Дуурь Бүжгийн театр гэж нэрлэгдэх болж, өргөжин тэлж, үйл ажиллагаагаа явуулж иржээ.

Хөгжмийн зохиолч С.Гончигсумлаа, Б.Дамдинсүрэн, Л.Мөрдорж, Лха.Дорж, Д.Лувсаншарав, бүжиг дэглээч Д.Лхасүрэн, Б.Жамьяндагва, Д.Бэх-очир, бүжгийн багш Ж.Жав, гоцлол дуучин Г.Хайдав, Ц.Пүрэвдорж, Ж.

Дамиран, А.

Загдсүрэн, төгөлдөр хуурч Шагдарсүрэн нарын хүмүүс тус тусын мэргэжлээр ЗХУ-ын театр, хөгжмийн сургуулиудад суралцсанаар XX-XXI зууны Монголын оюун санаа, урлагийн нэр хүндтэй манлайлагчид болсон билээ.

1955-1956 оноос ЗХУ-ын Пермь, Ташкент хотод бүжгийн сургуульд элссэн бүжигчид 1962 онд төгсч ирсэн нь Улсын Дуурь Бүжгийн театрт үндэсний болон сонгодог бүжгийн жүжгийг дэглэн найруулахад чухал үүрэг гүйцэтгэсэн билээ.

Тодорхой хугацаагаар завсарласан хэдий ч 2001 оноос эхлэн жил бүр Оросын соёлын өдрүүдийг Монгол Улсад, Монголын соёлын өдрүүдийг Москва, Эрхүү, Улаан-Үүд, Элиста хотуудад зохион байгуулж байна. Түүнчлэн жил бүр оросын циркийн аялан тоглолтыг Монгол Улсад зохион байгуулдаг уламжлалтай.

Сүүлийн 5 жилийн хугацаанд Оросын сонгодог бүжгийн одод өөрсдийн тоглолтоо Монгол Улсад, Монголын алтан хоолойтнууд сонгодог урлагийн тоглолтоо Их театрын тайзнаа олны хүртээл болгож ирсэн бөгөөд МУГЖ Г.Ариунбаатар П.И.

Чайковскийн нэрэмжит Олон улсын ХV уралдаанаас Гран-при шагналыг хүртэн улмаар Санкт-Петербург хотын Марийнскийн театрт оросын уран бүтээлчидтэй хамтран тоглож байгаа нь хоёр орны соёл урлагийн хамтын ажиллагааны нэгэн сайхан үлгэр жишээ болж байна.

Источник: http://embassymongolia.ru/?page_id=1905&lang=ru

Смотрите в Монголии 2019

Монголии, 19-го по величине страна в мире, граничит с Россией на севере и китайский районе Внутренняя Монголия вдоль ее восток, юг и запад границ. Улан-Батор (также Улан-Батор), столица страны, где 45% из 2892876 жителей страны (2013, перепись) жизни.

В настоящее время регулируются Великого Государственного Хурала, парламентская республика, Монголии когда-то был домом для легендарного Чингисхана и его внук Хубилай-хана.

Катание на лошадях возникла в Монголии в течение меди и бронзы (от 3500 до 2500 г. до н.э.), давая монгольских воинов верх в сражениях с воюющими соседями. Во время империи хунну Монголии (2009 г. до н.э.

— 93AD), вторгаясь в рейдах были настолько ожесточенные Великая Китайская стена была построена, чтобы держать их подальше.

Жизнь в Монголии

Холодно в Монголии. Действительно холодно!Горы Монголии на севере уступить высотных пустыне, которая охватывает южную половину.

Улан-Батор, где большинство иностранных студентов посещают школу, сидит у подножия, где пустыня Гоби встречает горы и претензий название для самого холодного национального капитала в мире, ее среднегодовая температура составляет всего 0 ° C / 32 ° F.

Зима очень длинная и очень холодная; обморожения является очень распространенным явлением. Лето короткое и может получить довольно тепло в некоторых местах. Либо сезона, это почти всегда солнечно в Монголии, где есть в среднем 257 дней безоблачных небес.

Монголия утверждает другое международное признание — самая малонаселенная независимых государств в мире, и только 4,79 человек на квадратную милю.

Примерно 95% населения составляют этнические монгольских и около 30% ведут кочевой образ жизни, который мало изменился в веках. Разведение домашних животных является доходной базы за 305 всех домохозяйств монгольского.

Около 40% населения страны (2892876) живет в Улан-Баторе, где население 2008 года составила 1340000.

Монголия является страной, молодых людей, при этом 59% людей моложе 30 лет. Около 27% населения моложе 14.

Бедность является проблемой в Монголии, где более 22% населения живет менее чем на 1,25 долл. США в день и до 32% жили ниже черты бедности в 2006 году, во многом благодаря многим молодым людям в стране. Монголия ВВП на душу населения в 2011 году составила всего $ 3100, по данным Всемирного банка, который классифицирует Монголию в качестве нижнего среднего дохода экономики.

Несмотря на текущую экономическую борьбу совместно с хрупкой мировой экономике, для аналитиков CitiGroup список Монголии как глобальный генератор роста, то есть он показывает «наиболее перспективных» перспективы роста за период с 2010 по 2050 год. Это основные отрасли — добыча — генерирует 80% ее экспорта. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году.

Есть 27,7 врачей и 75,7 больничных коек на каждые 10 000 жителей.

Полезная информация о Монголии

  • Люди ездят по правой стороне дороги, но есть несколько дорог в Монголии. Большинство дорог гравия или немного больше, чем беговые.
  • Транс-Монголии железная дорога является основным транспортным звеном между Монголией и соседних стран.
  • Чингис Хаан международного аэропорта в Улан-Баторе.
  • Улан-Батор занимает второе место по концентрации мелких частиц загрязнения воздуха в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения.
  • Русский язык является основным языком, с английским второй наиболее распространенной.
  • Монголы очень грамотный, может похвастаться грамотность на уровне 98%.

Источник: https://www.masterstudies.ru/Mongolija/

Как гражданину Монголии поступить в российский вуз

Российское образование востребовано в Монголии. По официальным данным, в 2016/2017 году в России по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучались .

Россию и Монголию связывает давнее сотрудничество. Первый дружественный договор между этими странами был подписан в 1921 году, а в 1922 году в российские вузы уже поступили монгольские абитуриенты. С тех пор отечественные учебные заведения окончили более 65 тысяч граждан Монголии, и количество желающих получить образование в России увеличивается.

В последние годы конкурс поступающих составляет около четырех человек на место. Все большую популярность в стране приобретает русский язык. В школах Монголии в 7-9-х классах он входит в список обязательных предметов, а в 10-12-х классах с 2016 года преподается по выбору. Кроме того, в стране работают школы с углубленным изучением русского языка.

Российские университеты заинтересованы в привлечении абитуриентов из Монголии. Каждый год в Улан-Баторе проводится выставка образовательных услуг, где сотрудники престижных университетов России презентуют свои образовательные программы и рассказывают об условиях поступления.

В 2018-м в мероприятии принял участие 31 вуз из разных регионов России. Многие российские университеты сотрудничают с образовательными организациями Монголии.

Например, есть соглашение между Уральским федеральным университетом и Монгольским государственным университетом науки и технологий, договор о партнерстве действует между Национальным университетом Монголии и Сибирским федеральным университетом, Высшей школой экономики.

Сотрудники ВШЭ не только выезжают в Улан-Батор, но и принимают у себя монгольских школьников, знакомят их с преподавателями и показывают кампус.

© ТПУ

Варианты поступления в российский вуз

В российском вузе можно получить образование по многим востребованным направлениям. Здесь готовят высококлассных инженеров, программистов, врачей, лингвистов и других специалистов.

Если вы решили учиться в России, подберите сначала подходящую образовательную программу и университет. Сделать это можно через наш поисковый сервис.

Потом зарегистрируйтесь в Личном кабинете абитуриента и отправьте заявку на обучение в вуз – это быстро и бесплатно. Ответ вы получите в течение 10 дней.

Одно из преимуществ российского образования – доступная стоимость. Учиться в России гораздо выгоднее, чем в странах Европы и Америки.

Читайте также:  Прожиточный минимум в германии в 2017-2018 годах

В 2018 году цена программ бакалавриата по гуманитарным направлениям начинается от 89 000 рублей (1480 долларов), магистратуры – от 95 000 рублей (1580 долларов), аспирантуры – от 103 000 рублей (1700 долларов). Это минимальная стоимость, установленная министерством образования.

Одно из самых востребованных направлений – «ядерная энергетика и технологии» – стоит от 153 000 рублей за бакалавриат (2550 долларов), от 161 000 рублей за магистратуру (2680 долларов), от 160 000 рублей за аспирантуру (2670 долларов). Это примерные цены, стоимость обучения по конкретной программе будет зависеть от нескольких факторов, например от региона, университета, уровня образования и других.

© МИСиС

Наиболее одаренные и успешные студенты с хорошими оценками в аттестате могут попытаться поступить в российский вуз на бюджетное место. Сделать это можно несколькими способами:

Сдать ЕГЭ

Монгольские абитуриенты имеют право сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ проводится по 14 предметам, абитуриент может выбрать те, которые соответствуют будущему профилю обучения. Обычно ЕГЭ сдается в специально оборудованных пунктах.

В 2018 году в Монголии таких пунктов будет два: средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Монголии и филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в Улан-Баторе. Подробности можно узнать на сайте Рособрнадзора.

Победить в университетской олимпиаде

Российские университеты, университетские ассоциации и Россотрудничество регулярно проводят международные олимпиады по разным предметам. Так, например, НИЯУ «МИФИ» ежегодно на базе совместной монголо-российской школы в Улан-Баторе устраивает олимпиаду по математике и физике.

РУДН – также в столице Монголии – проводит Открытую олимпиаду для иностранных граждан по нескольким предметам на русском и монгольском языках. Участвовать могут абитуриенты, поступающие в бакалавриат и магистратуру.

Есть также олимпиада Дальневосточного федерального университета «Океан знаний» по девяти предметам; она проходит в Улан-Баторе в трех школах с углубленным изучением русского языка. Список других интеллектуальных соревнований, в которых могут попробовать свои силы абитуриенты Монголии, можно посмотреть здесь.

Для победителей и призеров предусмотрены различные льготы: от дополнительных баллов за профильный предмет до зачисления в вуз без экзаменов.

© ТПУ

Победить в конкурсе на стипендию Правительства РФ 

Каждый год Правительство РФ выделяет 15 тысяч стипендий (квот) для иностранцев. В 2018/2019 учебном году монгольским абитуриентам предназначалось 500 бюджетных мест в российских вузах.

Среди рекомендованных направлений 2018 года: «языкознание и литературоведение», «педагогические науки», «средства массовой информации», «экономика и управление», «ядерная энергетика и технологии» и другие.

Абитуриенты, имеющие высокие баллы в аттестате, сдают профильные экзамены в зависимости от выбранного направления. Дальше абитуриент проходит собеседование по русскому языку. Если он показывает высокий уровень владения языком, его зачисляют на первый курс.

Если нет – он попадает на подготовительное отделение. За дополнительной информацией о вступительных испытаниях нужно обращаться в Российский центр науки и культуры в Улан-Баторе (12-й микрорайон, улица Токио, 39).

Подготовительное отделение – факультет вуза, где студент в течение 10 месяцев изучает русский язык и предметы, соответствующие выбранному профилю. В конце обучения он сдает выпускные экзамены, получает сертификат об окончании ПО и может поступать на первый курс основного направления. Подробнее о ПО читайте здесь.

Документы для поступления

При поступлении в российский вуз монгольский абитуриент должен предоставить документы, среди которых обязательно должен быть аттестат о полном среднем образовании, который признается российской стороной на основании .

Это же касается дипломов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Абитуриент также должен будет предъявить заявление о приеме на учебу, паспорт, медицинскую справку.

Стоит учитывать, что требования к пакету документов у каждого вуза свои, поэтому уточнять эту информацию нужно в приемной комиссии.

© ТПУ

Въезд в Россию

Для въезда на территорию России на срок, превышающий 30 дней, гражданам Монголии необходима виза. Для ее оформления нужно будет получить приглашение российского вуза или Министерства образования России (если абитуриент поступил по квоте) и предоставить другие документы.

По приезде в Россию студенту в течение семи рабочих дней нужно будет встать на миграционный учет, в этом помогут сотрудники международного отдела вуза. По всем визовым вопросам обращайтесь в Посольство Российской Федерации в Монголии (город Улан-Батор, проспект Мира, 6).

Больше информации вы найдете в разделе «Учебная виза в Россию» на нашем сайте.

Источник: https://studyinrussia.ru/actual/articles/kak-grazhdaninu-mongolii-postupit-v-rossiyskiy-vuz/

Университет Внутренней Монголии, г. Хух-Хото

Университет Внутренней Монголии (УВМ) находится в г. Хух-Хото, административном центре автономного района Внутренняя Монголия. Университет был основан в 1957 г.

— самое первое высшее учебное заведение, основанное в районе проживания национальных меньшинств. На сегодняшний день университет является самым большим и главным ВУЗом в автономном районе.

В 1997 году УВМ вошел в список 100 лучших ВУЗов Китая.

Университет включает в себя 15 институтов, 41 факультет, 58 специальностей бакалавриата, 17 направлений докторантур, 61 направлений магистратур и магистратура административного управления.

На сегодняшний день в университете получают образование 20 тыс. студентов.

Библиотека УВМ является одной из самых больших в автономном районе. Ее коллекция книг превышает 1300 тыс. экземпляров.

Спорткомплекс университета предоставляет для студентов: баскетбольные и волейбольные площадки, теннисные корты, футбольное поле, бассейн, а также огромный спортивный зал с современным и многофункциональным оборудованием.

Университет активно развивает отношения с вузами США, Японии, Канады, Финляндии, Австралии, Южной Кореи, Монголии, России и другими странами.

Особенности и местоположение

Внутренняя Монголия известна своими живописными природными ландшафтами, такими как бескрайние степи Хулунбуир и Силингол, а также памятниками истории и культуры, как мавзолей Чингис-хана и многовековые буддийские храмы.

Город Хух-Хото находится в 600 км от Пекина. Добраться до столицы Китая можно на поезде за 10 часов, потратив при этом 10-30 $. Или на самолете за 1 час. Цена билета — 50-60 $.

Иностранным студентам

В УВМ специально для иностранцев, желающих изучать монгольский и китайский языки, был создан Институт Международного Образования (ИМО). В ИМО обучаются студенты из Монголии, Испании, Южной Кореи, России и других стран.

Шестиэтажное здание ИМО включает в себя учебный корпус, а также общежитие для иностранных студентов. В общежитии имеются одноместные и двухместные комнаты, большинство из них расчитано на двух человек.

В каждой комнате имеется ванная комната, телевизор, телефон, интернет-линия, стол, кровать и все остальное, что нужно для учебы и удобства проживания.

Программы обучения

Бакалавриат

Краткосрочные языковые курсы

Курсы китайского языка

Магистратура

Проживание

Тип комнатыСтоимостьУдобства
Двухместная комната $60/мес./чел.(1 семестр и более) В комнате: телефон, телевизор, душ, туалет, шкаф, письменный стол, настольная лампа, кровать, доступ в интернетОбщего пользования: кухня,автоматическая стиральная машина на каждом этаже.
Одноместная комната $120/мес./чел.(1 семестр и более)

Источник: http://r-kc.ru/universitet-vnutrenney-mongolii,-g.

Обучение в Монголии

Информируем о том, что Монголия предоставляет стипендии на обучение и языковые стажировки по монгольскому языку в университетах Монголии.

Срок приема документов до 25 мая 2018 г.

Подробная информация в прикрепленном файле.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

26 / 04 / 2018

Обучение в Дании
19 / 12 / 2018

Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ информирует о предоставлении государственных стипендий Дании российским соискателям для прохождения учебных стажировок в в 2019-2020 учебном году.   Подробная информация в…

Делегация Хэнаньского педагогического университета в МПГУ
19 / 12 / 2018

5 декабря МПГУ посетила делегация Хэнаньского педагогического университета во главе с ректором Хэй Цзяньминем. Главной задачей гостей являлось знакомство с университетом и обсуждение перспектив сотрудничества. В рамках инициативы «Один пояс…

Обучение в Чехии
19 / 12 / 2018

Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ информирует о начале приема на обучение и стажировку в Чешской Республике в 2019-2020 учебном году. Подробная информация в прикрепленном файле.

Обучение в Венгрии
11 / 12 / 2018

Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ информирует о выделении 200 грантов для российских студентов и аспирантов с целью обучения в Венгрии. Подробная информация в прикрепленном файле.

Делегация из Бухарского государственного университета в МПГУ
Журнал ректора
05 / 12 / 2018

3 ноября МПГУ посетила делегация из партнерского Бухарского государственного университета (Узбекистан).

Гостей лично приветствовал ректор МПГУ А.В. Лубков. Алексей Владимирович рассказал иностранным коллегам об активном сотрудничестве с университетами Узбекистана и отметил приоритетность данного направления.

Делегация из Шэнсийского педагогического университета
04 / 12 / 2018

29 ноября МПГУ посетила делегация из Шэнсийского педагогического университета во главе с секретарем партийной организации, профессором Чэн Гуаньсюей. ШПУ является одним из главных педагогических университетов Китая и давним партнером нашего…

В рамках российско-греческого сотрудничества
28 / 11 / 2018

28 ноября на онлайн-конференции по сотрудничеству в сфере образования, академического обмена встретились директор Института иностранных языков Засорин Сергей Алексеевич и основатель Городского колледжа Единства (г. Афины, Греция), профессор Панайотис Яннакопулос….

Представители Посольства Франции в Москве в МПГУ
20 / 11 / 2018

16 ноября МПГУ посетили представители Посольства Франции в Москве/Института Франции в России – Клодин Мокник, атташе по сотрудничеству в области французского языка, и Евгения Берниго, координатор проектов Отдела по сотрудничеству в области образования и французского языка.

Делегация из Университета Дали (Китай) в МПГУ
19 / 09 / 2018

  17 сентября МПГУ посетила делегация из Университета Дали (Китай) во главе с Вице-президентом Ли Сяобин. После проведения экскурсии по главному корпусу МПГУ стороны обсудили перспективы развития сотрудничества между университетами,…

Съемки китайского документального кино в МПГУ
01 / 08 / 2018

27 июля наш университет посетила делегация телерадиокомпании «Аньхой» (КНР) в составе 7 человек. Данная компания при поддержке «Некоммерческого партнерства «МОСТ» в рамках русско-китайского содружества в области экономических, научно-технических и гуманитарных…

Итоги летней международной школы «Дорога в мир-2018»
01 / 08 / 2018

В МПГУ торжественно завершилась летняя международная школа «Дорога в мир-2018». С 09 по 20 июля 16 студентов из Армянского государственного педагогического университета, университета имени Яна Длугоша (Польша) и Восточно-китайского педагогического…

Участники молодежной программы из Гонконга в МПГУ
01 / 08 / 2018

27 июля 2018 г. МПГУ посетила группа студентов и старшеклассников из КНР в рамках молодежной программы округа Ваньчай г. Гонконга, призванной познакомить местную молодежь с культурной и университетской жизнью России….

Визит делегации из Китая в МПГУ
31 / 07 / 2018

30 июля 2018 года МПГУ посетила делегация из Пекинского объединенного университета во главе с координатором отдела по работе с иностранцами Вэнди Хан. В состав делегации также вошли 20 студентов данного…

Визит в Университет Градец-Кралове
04 / 07 / 2018

Сотрудник Управления международных связей МПГУ Н.М. Булашова посетила Университет Градец-Кралове (УГК, Чехия) в конце июня 2018 г. в рамках программы Erasmus+. В ходе визита были проведены встречи со студентами и…

Поездка активистов МПГУ в Республику Белоруссия
18 / 05 / 2018

В рамках мероприятий по празднованию Дня победы во Второй великой отечественной войне, Московский педагогический государственный университет в качестве поощрения своих добровольцев, волонтеров и активистов организовал бесплатную автобусную экскурсионную поездку в Республику Белоруссия.

Молодежный форум университетов стран ШОС-2018
04 / 05 / 2018

С 22 по 25 мая 2018 года на площадке Белгородского государственного национального исследовательского университета пройдет третий Молодежный форум университетов стран ШОС-2018. К участию приглашаются магистранты, аспиранты, молодые ученые, руководители государственных…

Летняя школа в Беларуси
04 / 05 / 2018

  Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка приглашает студентов, магистрантов и аспирантов МПГУ принять участие в международном образовательном проекте “Летняя школа 2018. Познай Беларусь:от образования к культуре”, который пройдет…

Стипендии на обучение в Кувейте
26 / 04 / 2018

Сообщаем, что Кувейтский университет выделяет три стипендии для обучения на факультете шариатского права и исламских исследований. Стипендия включает в себя полное обеспечение(проживание, питание, транспортные расходы), а также ежемесячную выплату в…

Обмен в рамках программы Asem-duo
09 / 04 / 2018

Информируем о начале регистрации для участия в программе обменов в рамках Asem-duo “Duo/Wallonia-Brussels” на 2018-2019 академический год. Подать заявку на участие могут научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования. Срок окончания…

Обучение в Италии
09 / 04 / 2018

Правительство Италии объявляет Международную стипендиальную программу на 2018-2019 учебный год для прохождения стажировок в университетах Италии. Срок подачи заявок-30 апреля 2018 г. Более подробно

Обучение в Колумбии
09 / 04 / 2018

Информируем о возможности послевузовского образования по государственной линии и программы Feffows Colombia, предлагаемых Правительством Колумбии. Сроки подачи документов до 1 июня 2018. Более подробно

Начался визит делегации МПГУ в вузы-партнеры Китая
Журнал ректора
02 / 04 / 2018

В делегацию нашего университета, которую возглавляет ректор МПГУ А.В.

Лубков, входят:  директор Института биологии и химии С.К. Пятунина, директор Института физики, технологии и информационных систем Д.А. Исаев, советник при ректорате К.П.

Доценко, заместитель начальника Управления международных связей О.А. Морозова.

Обучение в Норвегии
06 / 03 / 2018

Международный департамент Минобрнауки России информирует, что норвежская сторона предоставляет стипендии российским кандидатам на обучение в высших учебных заведениях Норвегии. Срок приема документов до 26 марта 2018. Более подробная информация в…

Обучение в Словакии
25 / 01 / 2018

Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации информирует, что в соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области…

Читайте также:  Бизнес в черногории для русских: как открыть или купить готовую фирму

Стипендия Института Конфуция
24 / 01 / 2018

Институт Конфуция выделяет стипендию на обучение в университетах и колледжах Китая. Срок подачи документов до 18 мая 2018. Более подробная информация в прикрепленном файле. Стипендия Инстиута Конфуция

Стипендия Правительства Китая
24 / 01 / 2018

Правительство Китая выделяет стипендию на обучение для магистров.Грант покрывает проживание, обучение, медицинскую страховку. Срок подачи документов до 18 марта 2018. Более подробная информация в прикрепленном файле. Гранты для учебы в…

Обучение в Венгрии
11 / 01 / 2018

Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации информирует об открытии конкурса для российских студентов на соискание венгерской стипендии с целью обучения в Венгрии. Подробная информация в прикрепленном файле.  

Встреча ректора А.В.Лубкова со студентами «MSPU Buddy club»
Журнал ректора
27 / 12 / 2017

22 декабря состоялась встреча ректора МПГУ А.В.Лубкова со студентами клуба «MSPU Buddy club».

Клуб был создан год назад.

  Его деятельность направлена на интеграцию иностранных студентов, обучающихся в университете, в социальную и университетскую среду, развитие межкультурного понимания и взаимного уважения.

Обучение в Румынии
27 / 12 / 2017

В 2018/2019 учебном году осуществляется прием на обучение, посредством Министерства иностранных дел Румынии, российских студентов, аспирантов, докторантов, желающих продолжить обучение в высших учебных заведениях Румынии. Более подробная информация и список…

Источник: http://mpgu.su/novosti/obuchenie-v-mongolii/

Образование в Монголии

Образование в  Монголии.

До провозглашения независимости  в Монголии господствовали духовные школы при многочисленных монастырях, в них на тибетском языке изучались  главным образом буддийское богословие и медицина.

Светского образования  в традиционной Монголии в начале XX в. как такового ещё не было.

Функции учителей выполнялись ламами, которые специально готовились к педагогической деятельности в специальных школах при монастырях.

С 1921 г. страна стала развиваться  по социалистическому пути. Это предопределило огромное влияние Советского Союза  на культуру и образование Монголии.

В основу системы образования  были положены принципы советской образовательной  системы: всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения  образования, коммунистическая направленность обучения и воспитания, связь обучения с производительным трудом и др.

Важную роль в развитии образования Монголии сыграла замена в 1941 г. сложного старомонгольского алфавита русским. В конце 30-х гг. русский язык был введен в учебные планы средних школ и вузов Монголии.

В начале 90-х гг.

в условиях перехода Монголии на рыночную экономику, а также в связи с трудностями, вызванными распадом СССР, большую финансовую поддержку Монголии в сфере просвещения оказали Великобритания, Китай, США, Южная Корея, Япония.

Так, в 2002–2003 уч. году только Монгольский государственный университет получил помощь от культурных зарубежных организаций и частных лиц на сумму 230 тыс. долларов США, 122 студента обучались в зарубежных странах бесплатно.

В настоящее время начальное  образование в Монголии является универсальным и бесплатным. Монголы  получают двенадцатилетнее образование. Стандарты высшего образования  в монгольских вузах не являются престижными, дети богатых родителей  получают высшее образование за границей.

Существует ещё одна проблема. Обучение в монгольских вузах  платное. В некоторых вузах администрация  снижает плату за обучение на 25–60 %, если студент 3 семестра учился на «отлично».

За курс лекций каждый должен заплатить 330 тысяч тугриков (около 6875 рублей), но студента не допустят к сдаче сессии, если за каждую пропущенную без уважительной причины лекцию он не заплатит 800 тугриков (около 16,60 рублей). А преподаватели в свою очередь обязаны вторично отчитать лекцию, или провести консультацию.

Студенты-отличники 1-го и 2-го курсов монгольских вузов поощряются государством и имеют возможность продолжать обучение в вузах России, Америки, Германии и Китая. С 2009 года квота на прием монгольских абитуриентов в российские вузы увеличена до 230 человек.

Традиции Монголии.

В книге И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный – в их понятии почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный – достоин всякого сожаления. 

В менталитете монголов закрепились  некоторые стереотипы, например, множество  примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а  всяческие кары сулятся тому, кто  нарушит обычаи.

 Обычаи и традиции местного населения своими корнями уходят в культурное наследие древних народов, традиции буддизма, шаманизма. Со времен «Ясы» Чингисхана табу стали основой народной педагогики.

Вот некоторые из них: особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту, нельзя косо смотреть, сердиться, материться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери, это такой же грех, как лишить живое существо жизни; если сын хорошо бережет имя отца, то он также будет во всем счастлив; нельзя переходить дорогу перед старшими, пожилыми людьми, этим наносится оскорбление, неуважение к старшим; тот, кто утратит свои прежние обычаи, будет всеми презираем и опорочит собственное имя. 

Отношения в монгольской  семье строятся на равноправии супругов, глубоком уважении старших, любви и  заботе о детях. Монгольские семьи, как правило, многодетные. Детей  окружают лаской, заботой, но никогда  не балуют, чрезмерно не опекают.

Кочевой  образ жизни, суровый климат выработали аскетические методы воспитания детей с самого раннего возраста, поэтому они растут крепкими, закаленными, приученными переносить и холод, и жару. С малых лет дети обучаются трудовым навыкам.

Большую роль в жизни современной молодежи играют традиционные праздники Цага-сара и Наддам. 

Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и  их последующие длительное господство должны сохранить следы этого  явления в культуре и обычаях  народа. В самом деле, историкам  известен старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом – свод воинских правил, сохранившихся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина.

Он гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его».

Значение «Джасака» для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками. Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью.

Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры среди монголов, неповиновение детей родителям, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.

 
Следует отметить, что монголы до сих пор сохраняют и свято  чтят древние обычаи кочевой жизни, живут в войлочных юртах автономно  и обеспечивают свое существование  за счет родового ведения натурального хозяйства.

  В классической монографии ученого-востоковеда  И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Обычаи монголов и черты их характера  отражены в этой книге настолько  полно, что без её цитирования  не обходится ни одна из публикаций по этой теме.     

Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный – в их понятии почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный – достоин всякого сожаления.

  Любопытство монголов и их гостеприимство, как национальные черты характера, отмечают многие путешественники и  сегодня. Стоит встать лагерем, как  ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные  монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. После вручения им мелких сувениров, обычно уходили, но на следующий день приходили другие.     

В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.

 
Множество примет и поверий обещает  благополучие за доброе отношение к  живому, а всяческие кары сулятся  тому, кто нарушит обычаи.

Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать  не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко. Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в  ладоши.

Запретными считаются имена  духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без  крайней надобности.

 
Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».

Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность.

При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.

 
Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой.

Ращид ад-Дин сообщает: «Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство». 

 
Обычаи и традиции местного населения  своими корнями уходят к культурному  наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию Центральной  Азии.

Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских  и буддийских обрядов, религиозное  содержание и назначение которых  со временем было утрачено, но отдельные  обрядовые действия соблюдаются  и бытуют до сих пор среди местного населения.

Многие поверья и запреты  имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы  у монголов и бурят. В их числе  развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ тэнгри).

Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: «небо, ты будь судьей».    

Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, – удачи не будет. По поверью монгол, каждая гора и долина имеет своего духа. Человек без духов ничто.

Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У монголов существует обычай «брызгать» духам местности.

Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх.

 
Гильом де Рубрук так описывает этот обычай: «Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого «монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».

  «Платьев они никогда не моют, так как говорят, что Бог тогда  гневается и что будет гром, если их повесить сушить».

Рашид ад-Дин сообщает, что «обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит днем в воде, не моет рук в воде, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого сильно боятся и обращаются в бегство».    

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага.

Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер.

Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

 
Особое почтение необходимо проявлять  к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать  свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это  такой же грех, как лишить живое  существо жизни.

 
От древних обычаев сохранилось  уважительного отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место  обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхан-галахан. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь.

Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.

     Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь.

Известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках.     

Обычай гостеприимства. До сих пор существует поверье: чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в юрту, тем счастливее будет настающий год. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками.

Гость должен принять ее также обеими руками этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой.

И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/obrazovanie-v-mongolii/65792.1423419.page1.html

Ссылка на основную публикацию