Современные непризнанные государства и страны мира: список и проблемы их развития

Проблема «непризнанных» государств в современном мире

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ФГБОУ ВПО  «УРГУПС»)

Факультет __ФЭУ_

Кафедра __УСЭС_

Эссе

на тему: «Проблема «непризнанных» государств

в современном мире» 

 Выполнила: Корелина Ирина Андреевна

ТМ-213

Проверил:

Барковский Андрей Вячеславович

Екатеринбург, 2014.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Основная часть
    1. Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран»……..5
    1. Обзор некоторых непризнанных и самопровозглашенных государств……………………………………………………….…8
    2. Отношение запада на присоединение Крыма……………………11
  1. Заключение……………………………………………………………13
  1. Список  литературы …………………………………………………14
  2. Приложение……………………………………………………….….15

Введение

Наш мир на сегодня многонационален,  многолик и противоречив.

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно сориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным гражданином. Политическая арена мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров.

Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственную независимость и т.д. На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран.

Некоторые из них существуют де-факто, но де-юре не признаны в полной мере международным сообществом (остров Тайвань), некоторые, наоборот, признаны, но не имеют собственной территории (Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика — Западная Сахара), некоторые признаны лишь отдельными странами или региональными организациями, которые имеют свои представительства. 

 На сегодня вопрос непризнанных государств очень актуален для Украины. Хотя Крым в таком статусе пребывал чуть более суток, но он создал прецедент для международного права.

Будучи территорией Украины, а после проведения «референдума» и провозглашения независимости, он вошел в состав РФ. Этот акт присоединения или включения не был признан мировым сообществом.

Таким образом, фактически Крым сегодня – это непризнанная территория, вне правового поля вошедшая в состав другого государства. 

 Актуальность исследования определяется необходимостью изучения образовавшегося вследствие сложных процессов значительного количества непризнанных международным сообществом государств, являющихся такими же живыми составляющими сложной, изменчивой и многоуровневой политической карты мира, как и признанные государства.

Данная тема интересна своей непопулярностью в школьных учебниках, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене.

Территориальным объектом исследования являются непризнанные международным сообществом государства и народы, населяющие их территории.

Предметом исследования  являются проблемы, существующие в этих государствах.

Основная часть

Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран»

Непризнанное государство – это общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН. 

Непризнанные государства имеют свою классификацию: непризнанные государства, частично признанные и частично непризнанные государства. Частично признанные и частично непризнанные государства отличаются друг от друга только количеством стран, признавших их. 

Например, Турецкая Республика Северного Кипра признана Турцией (член ООН) и Абхазией (такое же частично признанное государство). Все остальные государства — члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр. Республику Косово признало 108 стран, 19 – собираются это сделать и 64 государства – отказали в признании. 

Общеизвестными в Украине непризнанными государствами являются Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Турецкая Республика Северного Кипра. Но таких государств достаточно много.

Вот некоторые из них: В Европе – Республика Косово; Турецкая Республика Северного Кипра; Княжество Силенд.

В Азии – Халистан на территории штата Пенджаб; Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань; государство Ва и государство Шан, непризнанные государства на территории Мьянмы; Исламский эмират Абьян и Исламский эмират Шабва в Йемене; Вазиристан в Пакистане; Исламское государство Азавад в Мали; Султанат Сулу в Малайзии; Народная Республика Нагалим в Индии; Республика Хау Пакумото на острове Муреа, Французская Полинезия; Республика Банксаморо на Филиппинах; Сирийский Курдистан или Западный Курдистан; Исламское государство Фалуджа в Ираке; Государство Палестина. 

На африканском континенте – Сахарская Арабская Демократическая Республика, большая часть которой контролируется Марокко; на территории Сомали насчитывается девять непризнанных государств – Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Галмудуг, Химан и Хеб, Авдаленд, Азания, Аль Сунна Уаляма’а, Джамаат Аш-Шабааб. В Австралии — Республика Мурраварри и Народная Республика Эуахлаи — Квинсленд. 

На территории бывшего СССР — Приднестровская Молдавская Республика на части территории бывшей Молдавской ССР; Нагорно-Карабахская Республика — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области; Абхазия и Южная Осетия на территории Грузии; и, наконец, Республика Крым на территории Украины. 

Сегодня известно несколько способов образования непризнанных государств. Государства могут возникать в результате революций и народно-освободительной борьбы (сепаратизма), при разделении территорий после окончания войн, при обретении независимости колониями от метрополий и, наконец, государства могут возникнуть из-за внешнеполитических конфликтов государств. 

Тайвань — одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Это государство возникло, как следствие революции и гражданской войны в Китае. В 1949 г.

после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН.

КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство — два строя». Во второй половине XX в.

Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда — в число экономически развитых стран. 

Примером возникновения государства в результате сепаратизма можно считать Халистан. Халистан (буквально Страна Чистых) — проект создания национального сикхского государства на территории индийского штата Пенджаб, где установился синтез ислама и индуизма. Cтолицей сикхов является город Амритсар. Правительство этого государства находиться в изгнании, а территория контролируется Индией. 

Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами (например, Эритрея), могут быть поглощены метрополией после определенного периода независимости (например, Ичкерия, Аджария), а могут надолго сохранять свой переходный статус (например, Турецкая Республика Северного Кипра с 1983 г.).

Часть непризнанных государств постоянно прекращает свое существование.

Причины этого процесса разнятся: одна часть территориальных образований добивается своего признания (так было, например, с новыми посткоммунистическими государствами), другая часть, которая не имеет перспективы признания и лишается помощи со стороны других государств или международных организаций, постепенно уходит в небытие.

Так произошло, например, с Республикой Герцег-Босна, которая была фактически упразднена международным сообществом перед подписанием Дейтонских соглашений, при молчаливом согласии властей Хорватии. Самопровозглашенная Республика Биафра, созданная сепаратистскими силами Нигерии в мае 1967 г.

, смогла просуществовать три года, в течение которых в стране шла гражданская война. Военное поражение мятежников ознаменовало и крах непризнанного государства. Можно предположить, что изменяющийся на наших глазах статус Косово будет еще долго вызывать многочисленные споры, а многие ученые и правоведы по ряду параметров будут по-прежнему относить данное территориальное образование к непризнанным государствам. 

Рассмотрим политическое устройство, систему права, правосубъектность и экономические модели некоторых таких государств. 

Обзор некоторых непризнанных и самопровозглашенных государств 
[см. Приложение. Рис. 1]

Турецкая Республика Северного Кипра является республикой, которая управляется президентом и имеет парламент – Республиканское Собрание – состоящий из 50 членов, выбираемых по пропорциональной избирательной системе. На территории Турецкой Республики Северного Кипра находится посольство только одно страны – Турции.

Дипломатические учреждения и консульские представительства самой Турецкой Республики Северный Кипр расположены в нескольких государствах: в Турции — посольство, в Азербайджане, Великобритании, Италии, США, Пакистане, Катаре, Омане и ОАЭ – представительства, в Киргизстане Турецкая Республика Северного Кипра имеет экономический и туристический офис. 

Валюта — турецкая лира. Все экспортно-импортные операции осуществляются через Турцию.

Из видов бизнеса в республике наиболее развита отрасль строительства недвижимости, но при этом иностранные граждане, купившие недвижимость на территории Турецкой Республики Северного Кипра, сталкиваются с проблемами оформления прав собственности на эту недвижимость. Притом эта проблема имеет массовый характер. Одной из значительных статей дохода является игорный бизнес для иностранцев. 

Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города.

Все морские порты Турецкой Республики Северного Кипра открыты только для турецких судов, суда других стран туда не заходят с 1974 года.

Авиасообщение осуществляется при условии обязательного приземления всех самолетов, летящих в Турецкую Республику Северного Кипра, в одном из аэропортов Турции.

Южная Осетия является президентской республикой, имеет также свой парламент. На сегодня существует три посольства Южной Осетии: в Абхазии, в Российской Федерации и в г. Цхинвал, в котором также размещено посольство Никарагуа с резиденцией. Единственной валютой, имеющей свободное хождение в республике, является российский рубль.

Другая иностранная валюта не имеет обращения, несмотря на наличие обменных пунктов, на которых можно обменять только три вида валюты: российские рубли, евро, доллары США. Основной продукцией производимой в Южной Осетии являются фрукты, которые поставляются в Российскую Федерацию.

Единственным видом транспорта в республике – автомобильный, железнодорожного и авиасообщения в республике нет. 

Граждане непризнанных государств, как правило, имеют паспорта, выданные этими государствами. Однако эти паспорта не признаются другими странами, не признавшим данное государство.

Для граждан это означает, в первую очередь, невозможность выехать со своим паспортом за границу.

Жители Приднестровской Молдавской Республики, Абхазии, Южной Осетии в большинстве своем имеют также паспорта Российской Федерации, которыми пользуются за пределами своих стран. 

Из всего этого можно сделать вывод, что непризнанные государства политически и экономически очень сильно зависимы от тех стран, которые их поддерживают. 

Если обобщить информацию об уровне экономического развития непризнанных государств, то их экономики находятся в плохом состоянии и очень зависимы от поддержки стран, признающих их. Наверное, единственное исключение, это Тайвань, который является страной с развитой экономикой. 

Крым, в отличии от большинства непризнанных государств, обладает большой территорией — 26 860 кв. км и населением более 2 млн. человек. Для сравнения непризнанные государства постсоветского пространства территориально малы, их население немногочисленно даже по европейским меркам.

Так, Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км, населением — 70 тыс. человек и представляет собой наименьшее (по территории и населению) непризнанное государство постсоветского пространства. Приднестровье контролирует территорию в 4163 кв. км, на которой проживают 555,5 тыс. человек.

Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана.

Все остальные непризнанные государства, если и имеют свою территорию, то она очень незначительна. 

Крым провозгласил свою независимость благодаря военной поддержке Российской Федерации. Такой способ образования государства не нов и по такому же пути прошли Турецкая Республика Северного Кипра (1974 г.) и Южная Осетия (2008 г.). 

Крупнейшими по территории непризнанными государствами мира являются Западная Сахара (266 000 кв. км) и Тайвань (35 980 кв. км). Самое населенное непризнанное государство – это Тайвань, где проживает свыше 23 млн. человек. За ним идет Палестина, где по оценкам специалистов проживает около 4,4 млн. человек.

Отношение запада на присоединение Крыма   

Западные державы и Япония высказали свое резко негативное отношение к референдуму о вхождении Крыма в состав России заранее, поэтому первый отклик на объявленные результаты референдума был не бурным, а, скорее, дежурным.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_64/problema-nepriznannyh-gosudarstv-v-sovremennom/525452.3367565.page1.html

Проблема непризнанных государств

Непризнанные государства – это общее название государственных образований, которые, обладая ключевыми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств.

«Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение».

Читайте также:  Временная регистрация иностранного гражданина по месту жительства или пребывания в 2018 году

И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Под международно-правовым признанием государств в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права. В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов, при этом неважно, сколько стран признали его.

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре.

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Любое государство, во-первых, имеет полное право признавать или не признавать новообразование, оно само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, оно не должно вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии. В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику.

Для этого у России, помимо формального права, имеются и веские политические основания — обеспечение гуманитарных прав населения, в том числе российских граждан и недопущение нестабильности у собственных границ.

Билет.

Новые вызовы и угрозы: транснациональный терроризм и организованная преступность, распространение ОМУ и средств его доставки; распространение наркотиков и опасных болезней, экологический кризис; обострение борьбы за энергоресурсы и др.

Мировое сообщество быстро осознало особую опасность существующих видов оружия массового уничтожения. Уже в 1925 г.

был заключен Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

В отношении этих двух видов оружия массового уничтожения (химического и биологического) международное сообщество добилось больших успехов: есть две конвенции, два международных договора, полностью запрещающие эти виды оружия.

Это Конвенция о запрещении химического оружияи Конвенция запрещения биологического оружия. Ядерное оружие до сих пор не запрещено.Более того, оно приобретает все большую и большую актуальность, в том числе и в военных планах государств.

Вертикальное и горизонтальное ядерное распространение.

Ядерное оружиерассматривается главным образом как инструмент политического давления, сдерживания или устрашения других стран.

В этом качестве оно считается весьма эффективным орудием обеспечения национальной безопасности и национальных интересов в широком смысле слова.

Но именно поэтому у неядерных государств при определенных обстоятельствах возникает стремление приобрести это оружие. Так ядерное сдерживание постоянно и неизменно питает ядерное распространение.

Во-первых, ядерное распространение наподобие цепной реакции расширяет клуб государств, обладающих ядерным оружием, и тем самым вновь и вновь воспроизводит ядерное сдерживание как модель военно-политических отношений между странами.

«вертикальное» распространение между ведущими ядерными державами в смысле наращивания их ядерных потенциалов

«горизонтальное» распространение в виде расширения числа государств, имеющих ЯО в вооруженных силах.

По разным оценкам, от 20 до 30 государств мира располагают потенциалом для создания ядерного, химического, биологического оружия и средств его доставки.

Это не означает, что все они активно занимаются в той или иной сфере созданием оружия массового уничтожения. Есть так называемый «ядерный (или глобальный) клуб».

Еще больше государств имеют значительные накопления химического оружия. Ряд стран обладает технологиями производства биологического оружия.

С точки зрения проблемы распространения ОМУ особый интерес представляют следующие три группы стран:

-страны, уже обладающие оружием массового уничтожения, но официально этот факт не признающие. Наличие таких стран наряду с «глобальным клубом» оказывает существенное влияние на процесс распространения ОМУ;

-«пороговые» страны, то есть те, руководства которых приняли соответствующие политические решения, а имеющаяся техническая и научная база, «наработки» в области создания ОМУ позволяют в близкой перспективе стать обладателями такого оружия;

-«околопороговые» страны, то есть государства, принявшие программу создания (или обладания) оружия массового уничтожения, приступившие к ее реализации, но еще не имеющие адекватного программе потенциала.

Все угрозы современному миру взаимосвязаны. Серьезную тревогу начинает вызывать усиливающийся интерес международных мафиозных структур и групп организ.

преступности к организации нелегальной торговли расщепляющимися и другими особо опасными материалами, документацией по технологиям ОМУ, распространении наркотиков..

большая вероятность приобретения ОМУ с целью шантажа.

Особую опасность ситуация приобретает в связи с возможностью осуществления терроризма с использованием ОМУ. Речь идет не только о ядерном терроризме. Существует еще большая возможность использования в террористических целях химического и биологического оружия.

При этом дополнительным соблазном к применению химического оружия в террористических целях является достаточно широкое применение отравляющих веществ полицией и силами специального назначения ряда стран.

Последствия могут быть катастрофическими в плане радиоактивного заражения больших территорий – и как следствие — экологический кризис.

технология захоронения отходов практически не разрабатывалась, а вся процедура упрощалась до минимума, последствиями чего уже стало радиоактивное и химическое заражение значительных по площади территорий. До 4 млн. кв.км – непригодная для жизни территория в странах бывш. СССР.

Исчерпание основных ископаемых ресурсов энергии изменит характер и природу международных конфликтов

'''Недалеко время, когда в мировой политике уже невозможно будет игнорировать то обстоятельство, что богатств недр (а точнее – извлекаемых запасов основных природных энергетических ископаемых: угля, нефти и природного газа) недостаточно для обеспечения человечества необходимой энергией.

К сегодняшней борьбе за контроль над добычей и транспортировкой углеводородов прибавится острая конкуренция и за другие источники энергии.''' Собственно, такая борьба уже началась. Уран и атомная энергетика несколько десятилетий выступают ареной конфликта интересов многих держав.

И хотя в случае со строительством Бушерской АЭС в Иране сопротивление США и их союзников по НАТО было обусловлено главным образом иными обстоятельствами – стремлением изменить политический режим Исламской Республики Иран, побочной целью одновременно являлось желание застолбить присутствие Запада, а не России, на перспективных рынках атомной энергетики в Азии. Ведь в структуре потребления первичных энергоресурсов атомная энергия уже потеснила нефть: в полном производстве электроэнергии на долю нефти приходится только 7% от общего объема, а на долю атомной энергии – 17% (на природный газ – 19%, на уголь – 39%, на гидроэнергию – 16%, на возобновляемые источники энергии и биомассу – 2%).Вслед за обострением конкуренции за мирный атом неизбежно придет и конкуренция за гидроэнергию. Первые раскаты грядущих сражений уже слышны. Те же конфликты в Центральной Азии между Таджикистаном и Узбекистаном вокруг планов строительства крупных электростанций на горных реках – тому доказательство.

2. Потенциальные конфликты: Иран, КНДР, индо-пакистанский и др.

Потенциальный конфликт — реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

ИРАН.

Иран и Саудовская Аравия вступают в опасную фазу двустороннего конфликта.

Отношения стран грозят стать самым серьезным противостоянием на Ближнем Востоке за последние десятилетия, а некоторые эксперты увидели в разрыве дипломатических отношений Тегерана и Эр-Рияда предпосылки к вооруженному конфликту.

Иран и Саудовская Аравия являются неформальными лидерами в своем сословии исламского мира (Иран — в шиитском, Саудовская Аравия — в суннитском). Обе стороны многие годы борются за лидерство во всем мусульманском мире.

После революции 1979 года Иран фактически превратился в теократическое государство, которое поставило себе в противники Соединенные Штаты. На фоне антиамериканских процессов в Тегеране Саудовская Аравия сближалась с Западом, став ключевым партнером Вашингтона в ближневосточном регионе. Пропасть между Саудовской Аравией и Ираном росла.

Десятилетиями страны не могли найти консенсус по спорным вопросам. Конфликт разгорелся с новой силой после подписания Ираном и шестью странами ядерного соглашения, согласно которому Запад снял часть санкций с Тегерана.

На поле сирийской войны Иран и Саудовская Аравия также стоят по разные стороны: Эр-Рияд поддерживает сирийскую оппозицию, которая выступает против правительства, а Иран в союзе с Россией и Ираком выступают на стороне действующего президента Башара Асада.

Точкой кипения для ирано-саудовских отношений стала казнь шиитского проповедника Нимра аль-Нимра 2 января. Его обвинили в призывах к вмешательству иностранных государств в дела Саудовской Аравии, применению оружия против сил правопорядка и неповиновении властям.

Ответом на казнь шиитского проповедника стали акции протестов и нападение на посольство Эр-Рияда в Тегеране. После нападений на дипмиссию Саудовская Аравия решила разорвать отношения с вечным противником на дипломатическом уровне.

Вслед за Саудовской Аравией своих послов из Тегерана отозвали Судан, Бахрейн и Кувейт.

КНДР.

(август 2015) Южная Корея ответит на любые провокации КНДР в случае дальнейшего обострения ситуации. Об этом говорится в заявлении южнокорейского министерства обороны, которое приводит в пятницу, 21 августа, агентство «Ёнхап».

Как говорится в телефонограмме, направленной в КНДР, Сеул «ответит жестоким возмездием на любую северокорейскую атаку, и Северу придется взять на себя всю ответственность за это». Министр обороны Южной Кореи Хан Мин Гу приказал вооруженным силам «реагировать решительно» на любые действия КНДР, сообщили в военном ведомстве.

Ранее стало известно, что лидер КНДР Ким Чен Ын приказал привести Корейскую народную армию в полную готовность для «решительных боевых действий» в случае, если Южная Корея не отключит пропагандистские громкоговорители, установленные на границе между государствами.

20 августа КНДР и Южная Корея обменялись артиллерийскими ударами. О пострадавших с той или другой стороны не сообщалось. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе созвала экстренное заседание Совета национальной безопасности. При этом войска страны были приведены в состояние высшей степени боевой готовности.

руководство КНДР заявило о готовности атаковать южнокорейские пропагандистские громкоговорители, установленные на границе между государствами. Впервые за 11 лет их включили по распоряжению южнокорейских властей. На такие меры Сеул пошел после того, как двое солдат подорвались на мине, установленной в демилитаризованной зоне.

17 августа 2015 США и Южная Корея начали совместные военные учения. Пхеньян назвал эти маневры репетицией вторжения.



Источник: https://infopedia.su/3xc88e.html

Топ-10 непризнанных государств

Десять непризнанных и частично признанных государств современности, и их нелегкая судьба – в нашем ТОПе.

1 Китайская республика (год возникновения 1911)

Китайская республика или Тайвань – пример того, как можно потерять все. Ранее она контролировала всю территорию современного КНР, но после революции в 1947 страна не только потеряла всю материковую часть, но и место в ООН, а также признание большинства членов организации. Сейчас Китайскую республику признают только 22 государства из списка ООН.

2 Свободный Кашмир (год возникновения 1947)

Свободный Кашмир (Азад Кашмир) стал «Свободным» после того, как изгнал правителя магараджу Хари Сингха и отделился от Индии. Ироничность ситуации придали воззрения самого правителя, он­то как раз и хотел отделить штат от Индии, и не допустить захвата провинции Пакистаном. В итоге, Пакистан единственный признает Свободный Кашмир. В общем, все как вы хотели, но только без вас.

3 Сахарская арабская демократическая республика (год возникновения 1976)

Сахарская арабская демократическая республика или САДР – одна из наиболее «признанных» (59 государств­членов ООН) непризнанных государств в мире.

Проблема государства в другом: ее ближайший сосед, Марокко, категорически с этим не согласен.

Большая часть территории САДР де­факто контролируется Марокко, а меньшая представляет собой смесь из буферных зон, зон ограниченного доступа и районов с ограниченным доступом.

4 Турецкая республика Северного Кипра (год возникновения 1983)

Родилась Турецкая республика Северного Кипра в результате вооруженного нападения Турции. В итоге, новорожденную страну признала только Турция, и такой ситуация остается до сих пор.

5 Палестина (год возникновения 1988)

Ну, про Палестину знают все. Это государство сумело о себе заявить. Во­первых, оно крепко держит Израиль в напряжении, во­вторых, ее признали 137 государств­членов ООН. Правда, это не лишило Палестину внутренних проблем. Сейчас ее территория разделена на две части, управляемые разными формированиями и внутренних проблем здесь полно.

6 Приднестровская Молдавская Республика (год возникновения 1990)

Приднестровье – это тот случай, когда кто­то вовремя подсуетился. Одна из первых «бывших» территорий, которая поняла, что необязательно идти вместе со всеми. Но на самом деле здесь все не так уж «сахарно».

Государственный статус ПМР признают Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах – сами по себе страны с очень спорным статусом. И хотя ПМР давно хочет присоединиться к России, последняя на этот шаг не идет.

7 Сомалилэнд (год возникновения 1991)

Источник: https://pl.com.ua/top-10-nepriznannyh-gosudarstv/

Современные непризнанные государства

Современные непризнанные государстваНепри́знанные госуда́рства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и др. организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН.Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Частично признаные государства

Непризнанные государстваНепризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиямиУсловно по способу возникновения их можно разделить на:-Государства, образовавшиеся в результате революций. Например: государства, возникшие после Октябрьской революции 1917 года в России; Франция после Великой Французской революции 1789 года, Голландская республика с 1580 по 1648 годы.-Государства, образовавшиеся (в том числе после революций и национально-освободительной борьбы) как реализация права на самоопределение и сепаратизма путём сецессии или в результате распада государства, к которое эти территории входили ранее. Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, то есть те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: США после провозглашения независимости в 1776 году; государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распадов Австро-Венгрии, Османской империи, СССР, Югославии, Чехословакии и т. д. Как правило (за исключением некоторых случаев, когда распад происходит одномоментно), они не сразу получают международно-правовое признание.-Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.-Государства, возникшие в результате получения бывшими колониями независимости от метрополии также в результате национально-освободительной борьбы или распада самих метрополий.-Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства и государства-сателлиты: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним — марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 года и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.Согласно политологу Сергею Маркедонову, части́чно при́знанные госуда́рства — государства, «не признанные ООН, но признанные государствами — членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые из них существуют де-факто, но де-юре не признаны в полной мере международным сообществом (остров Тайвань), некоторые, наоборот, признаны, но не имеют собственной территории (Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика — Западная Сахара), некоторые признаны лишь отдельными странами или региональными организациями, где имеют свои представительства. Непризнанные государства появляются, как правило, в районах действия сепаратистских движений в многонациональных странах, или как результат изменения государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Азия

В Азии насчитывается более 40 непризнанных государств на территории 20 стран.

Самыми известными являются Турецкая Республика Северного Кипра (в северной части Кипра), Тайвань, Тибет (на территории Китая), Азад Кашмир, Манипур, Халистан (в Индии), Тамил Илам (в Шри-Ланке), Белуджистан (в Пакистане), Ириан Джайя (в Индонезии), Курдистан (на территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции).Курдистан.

Курды — самый большой по численности народ (около 40 млн чел.), не имеющий своего государства. Они проживают в Турции (около 20 млн), Иране (около 8— 9 млн), Ираке (свыше 5 млн), Сирии (около 2 млн). Остальные разбросаны по миру, в том числе около 1 млн человек проживает в государствах Западной Европы и примерно 1 млн человек — на территории СНГ.

КурдистанТурецкая Республика Северного КипраПровозглашена в 1983 г. на севере острова Кипр. Она занимает около 36% его территории, здесь проживает около 200 тыс. человек (23% населения острова), в том числе 80 тыс. переселенцев из Турции и 35 тыс. турецких военнослужащих. Столица — Лефкоса (северная часть Никосии).

Тамил ИламТамилы проживают в Индии (штат Тамилнад) и в Шри-Ланке, исповедуют индуизм. Соседи тамилов по Шри-Ланке — сингалы — буддисты. Различие в религиозной принадлежности, а также преобладание в структурах власти Шри-Ланки сингалов являются основными причинами конфликта.Азад КашмирВ августе 1947 г.

на части территории Британской Индии образовались два государства: Индия (с преобладанием индуистского населения) и Пакистан (с преобладанием мусульманского населения). В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии от 1947 г.

, небольшое княжество на севере Индии, населенное мусульманами и индуистами — Кашмир — имело право войти в состав либо Индии, либо Пакистана. Его присоединение к Индии стало предметом спора между двумя странами, и в том же году между ними начались боевые действия. В итоге большая часть Кашмира осталась в составе Индии.

Пакистану достались лишь труднодоступные горные районы на севере и небольшая территория на юго-западе княжества — Азад Кашмир.ТайваньОдна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. В 1949 г.

после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН.КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство — два строя».

Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда — в число экономически развитых стран.ТибетТибетское государство возникло еще в VII в. В XVII в.

глава буддистской секты гэлугба Далай-Лама стал духовным и светским главой страны. Китай установил свой суверенитет над Тибетом в 1720 г., однако формально государством продолжал управлять религиозный лидер Далай-Лама. В 1903—1904 гг. британские войска оккупировали Тибет (из-за выступлений тибетцев в приграничных с Сиккимом районах) и в 1906 г.

по англо-китайской конвенции Великобритания признала Тибет сферой влияния Китая. В 1910 г. китайские войска заняли Тибет, и он был объявлен частью Китая, Далай-Лама эмигрировал в Индию. В 1911 г. после революции в Китае Далай-Лама возвратился и провозгласил независимость Тибета.После образования Китайской Народной Республики в Тибет вошли китайские войска. В 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями было заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. В 1959 г. 14-й Далай-Лама эмигрировал в Индию, поддерживая оттуда движение за отделение Тибета от Китая.С 1965 г. Тибетский автономный район находится в составе КНР (1200 тыс. км2, свыше 2 млн чел.), в 2006 г. завершено сооружение высокогорной железной дороги, которая связывает Тибет с центральными районами Китая.

Европа

В Европе очаги сепаратизма и территории самопровозглашенных государств привязаны к районам проживания национальных меньшинств. Потенциально подобных очагов достаточно много, однако лишь в некоторых стремление к национальному самоопределению выражено достаточно сильно.

Самопровозглашенные государства (их в Европе около 30) находятся на территории 16 стран. Самыми известными являются Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании, Страна Басков (на границе Испании и Франции), Государство саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии и самопровозглашенные государства на Балканском полуострове.

Страна БасковБаски компактно проживают на северо-востоке Испании и на юго-западе Франции, их язык (эускара) является языком-изолятом и не относится ни к одной языковой семье. Баски и организация ЭТА (ЕТА — Euskadi Ta Askatasuna) борются за создание независимого Баскского государства, устраивая теракты, уличные погромы.

Северная Ирландия (Ольстер)Административная частьСоединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.»ИРА» начала террор на территории Великобритании — были организованы взрывы в Лондоне, обстрелы аэропорта Хитроу, попытка взорвать Букингемский дворец.

Затем ИРА заявила о прекращении террора, и британский премьер обязался вернуть провинции самоуправление при условии соблюдения прав всех жителей. В декабре 1999 г. прямое правление Лондона было отменено.В 2000 г.

в ответ на нарушение договоренностей (отказ «ИРА» разоружиться) королева Великобритании одобрила закон о восстановлении прямого правления, таким образом, самоуправление Северной Ирландии продолжалось всего два месяца.

Африка

В Африке насчитывается около 15 самопровозглашенных государств. Как правило, они возникают в компактных этнических ареалах, на территориях, богатых природными ресурсами. Расцвету сепаратистских движений во многом способствовали колониальные государственные границы, разделившие естественные ареалы проживания племен.

Сахарская Арабская Демократическая РеспубликаПровозглашена в 1976 г. Фронтом освобождения Западной Сахары — ПОЛИСАРИО — на землях, оккупированных войсками Марокко. Является членом Африканского Союза с 1984 г., признана почти 70 государствами, не имеет ни столицы, ни действующего правительства.

Западная Сахара и Марокко — территории на северо-западе Африки, ранее принадлежали соответственно Испании и Франции. В 1956 г. получила независимость бывшая колония Франции Марокко, в 1976 г.

Испания прекратила свое присутствие в Западной Сахаре, территория которой перешла под временное административное управление Марокко и Мавритании, последние фактически ее оккупировали. В 1979 г. Мавританияотказалась от своих претензий на Западную Сахару, после чего Марокко заняло районы, откуда были выведены войска Мавритании.В 80-е гг. XX в.

марокканцы построили оборонительный вал длиной около 2,5 тыс. км для защиты от действий фронта ПОЛИСАРИО, добивающегося независимости Западной Сахары. С 1983 г.

ООН призывает Марокко создать условия для самоопределения Западной Сахары, которая включена в так называемый колониальный список ООН (на нее распространяется требование о предоставлении независимости).

Шаба (Катанга)Богатая минеральными ресурсами, в первую очередь медью, провинция в Демократической Республике Конго (бывшее название — Заир), где в Средние века располагалось огромное царство Луба-Лунда. Самопровозглашенное государство просуществовало с 1960 г. по 1963 г.

, его президентом был Моис Чомбе — зять Мвато-ЯмбоXIV (верховного вождя народности луба). После смерти тестя он пытался унаследовать престол и провозгласить себя императором Лунда, чему воспрепятствовали старейшины и избрали на трон местного царька Мушиди. В 1963 г. провинция была присоединена к Заиру с обещанием предоставления частичной автономии, что не было выполнено. В 1968 г. клан Чомбе взял реванш, императором Лунда был провозглашен Давид Чомбе, получивший из рук старейшин символ власти — медный браслет. Автономия провинции была самопровозглашена в 1993 г., однако не признается правительством страны.

Сомали

В 1991 г. в Сомали был свергнут диктатор Сиад Баре и началась гражданская война. Борьбу за власть ведут более 20 военно-политических группировок, сформированных на этнической основе и имеющих свои вооруженные отряды.

На территории Сомали провозглашено несколько непризнанных государствДЖУББАЛЕНДУчережден партизанами с юга (боевые подразделения Хусейна Айдида; поддерживается Кенией).АВТОНОМНЫЙ РАЙОН ПУНТЛЕНДСтолица — Гарове, провозглашен повстанцами из северо-восточных районов страны, президент Абдиллахи Юсуф, поддерживается Эфиопией. (В декабре 2001 г.

Эфиопия отправила отряд в 200 военных для поддержки бывшего главы автономного района ПунтлендАбдаллы Юсуфа, проигравшего выборы и вступившего в конфронтацию с центральным правительством Сомалийской Демократической Республики (СДР). Министр обороны СДР назвал ввод эфиопского военного подразделения «незаконным вторжением».)СОМАЛИЛЕНД(бывш.

Британской Сомали), создан семейными кланами на северо-западе страны, президент Мохамед Ибрагим Эгаль, Территория — 109 тыс. кв. км, население — около 1,5 млн. чел. Столица — Харгейса.ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ СОМАЛИПровозглашены в центральных районах страны, активно добиваются своего международного признания.

ФРОНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ РАХАНЙЕНДействует в юго-западных районах, претендует на самостоятельную политическую роль, поддерживается Эфиопией, чьи войска находятся на контролируемой Фронтом территории.БиафраНаселенная народностью игбо, богатая нефтью восточная провинция Нигерии, провозгласившая независимость в 1967 г.

Попытки отделения привели к ожесточенной гражданской войне, продлившейся до 1970 г. Во время войны погибло около 1 млн. человек.ОгонилендТерритория на востоке от Порт-Харкорта в штате Риверс Нигерии, площадью около 100 тыс. км2, населенная народностью огони. За независимость Огониленда борется движение «За спасение народа огони», созданное в 1990 г.

с целью защиты политических и экономических прав жителей Огониленда. С 1994 г. правительство Нигерии ведет вооруженную борьбу против этого движения. В 1995 г. в Огониленд были введены правительственные войска.Южная ОсетияЧастично признанное государство в Закавказье. Не имеет выхода к морю.

Вопрос о международно-правовом статусе Южной Осетии является спорным: независимость республики по состоянию на 2014 год признана четырьмя государствами-членами ООН(Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру), частично признанной Абхазией и непризнанными ПМР, НКР, ДНР и ЛНР.

Согласно административно-территориальному делению Грузии территория, на которой расположена республика, относится к части территорий краёв Грузии Шида-Картли, Мцхета-Мтианети, Имерети и Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети. В Конституции Грузии именуется как «бывшая Юго-Осетинская автономная область», в ряде других документов — как «Цхинвальский регион».

АбхазияСпорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря.

Фактически контролируется правительством Республики Абхазия , легитимность которого признаётся 4 государствами — членами ООН (Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру), частично признанной Южной Осетией и непризнанными НКР и ПМР.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН признаётся частью Грузии, согласно административно-территориальному делению которой она является Автономной Республикой Абхазия . Грузией, США, Европейским союзом, ПАСЕ, ОБСЕ и G7 данный регион считается оккупированной Россией территорией ГрузииВся использованная информация взята из открытых источников.Источники:1. Википедияhttps://ru.

wikipedia.org/wiki/2.Общественная география современного мираhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/02-1-3.htm3.Ютубhttps://www.youtube.com/4. Академикhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1741095.Китайская республикаhttp://kitayskaya-respublika.takgivetmir.ru/m_chastichno-priznannoe-gosudarstvo.htm6. Росбалтhttp://www.rosbalt.

ru/generation/2013/11/28/1204964.html7. Издательство Европейского университета в СПб http://www.eupress.ru/books/index/item/id/1738.National Geographichttp://www.nat-geo.ru/article/4257-sem-nepriznannyih-karlikovyih-gosudarstv/9.Геоконфликтологияhttp://geoconflict.narod.ru/texts/popov.html10. Международные процессыhttp://www.intertrends.ru/fifteen/008.htmО том, что такое непризнанные государства (то есть, по сути, «сепаратистские режимы»), каковы причины их возникновения и возможные пути развития,можно понять прочитав интрвью с профессором научным сотрудником Центра исследований модернизации ЕУСПб, автором книги «Модернизация на обочине: выживание и развитие непризнанных государств в XX – начале XXI века» Николаем Добронравиным.Подробнее: http://www.rosbalt.ru/generation/2013/11/28/1204964.htmlСтраны,которых вроде бы и нет.КурдыИх флагФлагТамилыИх бытДалай-Лама XIV120 часов войныФлаг и гербФлаг и гербБаскиКарта и флагФлагГерб Горячие точки сомалиФлагФлагФлаг

Флаг

Full transcript

Источник: https://prezi.com/pkn0wgpkabzy/presentation/

Почему непризнанные государства такие устойчивые?

Сегодня де-факто государства на постсоветском пространстве продолжают базироваться на идеях, рожденных в ходе конфликта.

Они по-прежнему отвечают на травматический разрыв в прошлом почтовыми марками и военными мемориалами. Чтобы эта ситуация изменилась, им нужна новая, более сильная идея

У каждого из нас есть почтовый адрес, куда можно отправить письмо или открытку. Номер дома, улица, город и страна – это личная география каждого человека, позволяющая кому угодно в мире с нами связаться.

Но нет, не у каждого она есть. У некоторых нет международного почтового адреса, потому что страны, где они живут, не входят в мировую почтовую систему – и в общее международное пространство.

Эти территории не вписываются в традиционные международные правила, а их жители во многих отношениях оказываются гражданами второго сорта.

Как нам быть со статусом этих де-факто государств и, что еще важнее, со статусом людей, которые там живут?

Жизнь в непризнанных государствах (их еще называют квазигосударствами или самопровозглашенными государствами – эти и другие определения обсудим далее) требует изобретательности и разного рода ухищрений.

Если вернуться к первому примеру с письмами, нужно исхитриться, чтобы встроиться в мировую почтовую систему. Много лет у жителей Северного Кипра был загадочный почтовый адрес: Мерсин, 10. Мерсин – это город в Турции, через который почта шла в непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра.

Аналогичным образом письма в Абхазию проходят через дружественный российский город Сочи.

Жизнь в забвении

Жители сепаратистских территорий на Украине теперь практически полностью отрезаны от мира. Доставка международной почты в Крым, Донецк и Луганск приостановлена. В Приднестровье стороны нашли промежуточное решение, доказав, что сотрудничество приносит результаты – и письма. В марте я отправил своей дочери открытку из почтового отделения в Тирасполе.

На открытке изображены церковь и приднестровский мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на фоне Днестра. Я заплатил за марку 9,8 приднестровского рубля, но открытка шла в Англию, поэтому женщина на почте приклеила к ней молдавскую марку стоимостью 9,5 лея.

Открытка дошла до Лондона за пять дней, на ней стоял почтовый штемпель «Тирасполь, Молдова».

В эпоху имейлов обычные письма не такая уж проблема. Но жители де-факто государств сталкиваются и с гораздо более серьезными трудностями. Многим из них трудно выехать за границу, продолжить обучение после диплома или даже провести простую финансовую операцию. Один приднестровский бизнесмен рассказывал мне, что платежи клиентам приходится проводить через цепочку из трех банков.

Все это проблемы чисто политические. Большинство таких территорий возникли в результате конфликтов. Когда конфликты, породившие спорную ситуацию, разрешаются, территории снова становятся обычными.

Если повезет – путем переговоров (как в Колумбии, на Филиппинах, в Индонезии), если нет, то силой (Чечня, Шри-Ланка), что может привести к новым конфликтам в будущем. Но бывают и особые случаи, когда насилие прекращается, а конфликт так и не разрешен.

Тогда неурегулированный статус сохраняется надолго, и временное становится постоянным. Турки-киприоты живут в этой неопределенности почти полвека, абхазы и приднестровцы – 25 лет.

Такое затянувшееся состояние неопределенности, в котором уже выросло целое поколение, а то и два, ставит почти метафизические вопросы.

Проблема отправки писем из Абхазии и в Абхазию вдохновила французского режиссера Эрика Бодлера на документальный фильм «Письма к Максу».

В нем Бодлер отправляет письма из Парижа министру иностранных дел непризнанной Абхазии Максиму Гвинджии и изучает, доходят ли эти письма (в большинстве случаев да) и как сотрудники почты их маркируют (чаще всего на конверте ставят пометку «через Грузию»).

Первое письмо Бодлера начинается со слов: «Дорогой Макс, ты там?» Гвинджия со смехом отвечает: «Да, я здесь». Смысл этих слов, «там» и «здесь», одновременно банальный и глубокий.

Они смещают акцент с политических споров на более философский вопрос: как конкретные люди решают, что они живут во вполне определенном «здесь» и как их представления вписываются в утверждение остального мира о том, что должно находиться «там».

В каких терминах следует описывать эту действительность? Или, говоря иначе, в какой юрисдикции проживает Макс Гвинджия? Если назвать Абхазию государством, то сразу пойдут возражения. Но политологи уверяют, что государственность – политическое определение и она может существовать без формального признания.

Термин «квазигосударство» и уничижительный, и недостаточный для описания структуры, которая самостоятельно существует уже четверть века.

А термин «самопровозглашенное государство» мало что значит, потому что большинство государств провозглашали себя сами до того, как их существование признавали другие; вспомнить хотя бы Соединенные Штаты 4 июля 1776 года.

Суверенитет под вопросом

Тут мы подходим к больному вопросу о международном признании.

«Непризнанное государство» – полезный термин, но он не точен применительно, скажем, к Абхазии (ее признали Россия и еще несколько стран), Северному Кипру (его признала Турция), не говоря уже о Косове, которое не является членом ООН, но к началу 2018 года было признано уже 116 странами, перечисленными на специальном сайте «Косово благодарит вас». Кроме того, как подчеркивал Джеймс Кер-Линдси в своей статье 2015 года, признание – это прежде всего политический жест, который отражает скорее ситуацию в международных отношениях, а не международное право. Обычно членство в ООН воспринимается как достаточный признак государственности, но это определение не универсальное (спросите жителей Косова или Тайваня, что они об этом думают).

В конечном счете статус непризнанной территории приходится описывать главным образом через отрицание.

Это пространство, которое относится к странной категории, – оно не входит в большинство общепризнанных международных структур и организаций.

Его не найдешь в выпадающем меню, когда заполняешь какую-нибудь международную форму в интернете. (В большинстве стран мира этот список начинается с Афганистана, а в России – с Абхазии.)

Поэтому, возможно, самый оптимальный и нейтральный термин – это «государства де-факто». «Де-факто» – состояние, при котором существует внутреннее самоуправление и элементы государственности, но при этом претензии на формальную легитимность отвергаются международным сообществом.

Международный порядок всегда остается неполным, в нем всегда есть место территориям со спорным суверенитетом. Чаще всего новые претенденты на государственный статус возникают после распада империй, как цветы из трещин в брусчатке.

На постсоветском пространстве таких территорий особенно много. Помимо четырех давно существующих де-факто государств – Абхазии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья, недавно появились еще два образования в Восточной Украине.

Лишь одно сепаратистское образование, претендовавшее на государственность – Чечня 1990-х – не достигло своей цели. 

Сравним эту ситуацию с положением дел столетней давности. На недавно опубликованной карте изображены как минимум 27 эфемерных государств, расплодившихся на обломках Российской империи во время Гражданской войны 1917–1921 годов.

Сегодня эти образования помнят лишь охотники за сувенирами и крошечная группа ностальгирующих по былым временам националистов.

Названия этих государств звучат как чья-то фантазия: Республика Ухта (созданная карельскими финнами), Вольная Территория (анархистское государство в Восточной Украине), Кубанская народная республика, учрежденная казаками, Гилянская Советская Социалистическая Республика на иранской части побережья Каспийского моря.

За каждым из этих проектов стояла какая-нибудь этническая или политическая группа, решившая воспользоваться своим положением на границе охваченных кризисом государств. Все эти эфемерные государства, разумеется, обзаводились положенными государственными атрибутами – имели свои флаги, почтовые марки, гербы и банкноты. До тех пор, пока их не смели большевики.

У четырех сепаратистских республик постсоветской эпохи есть кое-что общее с их предшественниками столетней давности. И те и другие пытаются компенсировать недостаток реальной государственной власти избытком государственной символики.

Все эти де-факто государства учредили собственные флаги, гербы и гимны. В Абхазии введены довольно экзотические почтовые марки. У Приднестровья есть своя валюта, приднестровский рубль, и собственная денежная политика.

Там пустили в обращение даже специальные пластиковые монеты разной формы, предназначенные для слепых; их можно купить на eBay, причем довольно дорого.

Это мягкое проявление жесткой идеологии: все эти территории находятся в плену больших национальных идей, их политика строится на дискурсе борьбы, военной победы и жертв, принесенных в ходе конфликтов 1990-х, увековеченных в виде скульптур, парадов и героических праздников.

Государства-покровители

Тут важно понимать, что эти территории не какие-то жуткие бандитские земли (какой во многом была Чечня в 1990-х да и сегодняшний Донбасс). То, что больше всего поражает, когда попадаешь в Абхазию, Нагорный Карабах или Приднестровье, – это ощущение их нормальности.

Степанакерт, Сухум(и) и Тирасполь – нормальные города со всеми признаками обычной европейской жизни: дорожная полиция в униформе, школы и больницы, магазины и кафе, телевизионные станции. Бытовая преступность здесь даже ниже, чем во многих признанных государствах.

Чтобы понять, что жизнь здесь немного другая, нужно очень внимательно присмотреться к окружающей действительности. Для меня главное, что выделяется, – низкий уровень коммерциализации этих территорий, рекламируют там только местные товары.

Здесь можно купить продукцию глобальных брендов, но в индивидуальном порядке. Здесь нет международных сетей вроде McDonald's или Starbucks.

Порой, правда, можно и обмануться: например, в Северном Кипре есть сеть Burger City, своего рода имитация Burger King.

Как эти де-факто государства смогли выжить? Отчасти дело в том, что после 1945 года в Европе сложился консенсус: насильственный захват и повторное завоевание территорий неприемлемы. Но более важный фактор – поддержка со стороны государств-покровителей: России, Армении, Турции.

Все эти маленькие государства во многом удерживаются на плаву с помощью экономической и военной помощи их стран-покровителей. Впрочем, по уровню зависимости они заметно отличаются друг от друга.

Лоренс Броэрс подробно сравнил три очень разных типа экономических связей, позволяющих Абхазии, Нагорному Карабаху и Южной Осетии извлекать выгоду из отношений с покровителями.

Источник: https://ThinkTanks.by/publication/2018/06/09/pochemu-nepriznannye-gosudarstva-takie-ustoychivye.html

Ссылка на основную публикацию