Законы австрии в 2018 году: соблюдение конституции и прав граждан, уголовный кодекс

Нарушение и ущемление прав человека

Случаи ущемления прав одного человека другим встречаются повсеместно.

Нередко приходится быть свидетелями конфликтов на религиозной почве, связанных с межрасовой неприязнью. Граждане притесняют друг друга из личных соображений, примеры нарушения прав человека можно наблюдать в общественной жизни.

Ситуация усугубляется, если взаимоотношения между близкими людьми, соседями по подъезду, руководством также не отвечают требованиям Конституции.

Статья 136 УК РФ – о чем она

Этот документ достаточно объемный и в двух словах пересказать его не получится точно.

В отдельных главах рассмотрены полномочия президента, федерального собрания, правительства нашего государства, судебной власти и прокуратуры, органов местного самоуправления.

Статья 136 УК РФ четко прописывает все виды взысканий, которые можно применить к человеку, занимающемуся притеснением другого человека.

В ней сказано, что любые формы ограничения прав человека запрещены, и действующее законодательство строго наказывает подобные деяния:

  • Денежный штраф, его размер варьируется от 100 000 до 300 000 рублей, эта сумма может заменена на суммарный доход обидчика за последние 1-2 года;
  • На ближайшие 5 лет нарушитель лишается права занимать определенные посты;
  • Предусмотрены принудительные работы, их общая длительность до 480 часов;
  • К особо злостным нарушителям могут применить исправительные работы на срок до 2 лет;
  • Принудительные работы на срок до 5 лет;
  • Если нарушение прав человека было особенно тяжким, то принимается высшая мера наказания – лишение свободы до 5 лет.

Данные меры наказания можно применить к должностным лицам, занимающим руководящие посты в различных организациях, в государственных учреждениях, а также в некоммерческих организациях.

На самом деле, заслуженное наказание за ущемление прав человека настигает далеко не каждого, кто этого заслуживает. Люди не торопятся отстаивать свои права, терпя притеснения.

Состояние прав человека в современной России

Каждый человек имеет определенные права. Гражданин должен воспринимать себя как полноценного участника экономической, политической, социальной, культурной жизни страны. Именно с позиции права люди оценивают свое поведение по отношению к другим гражданам как правильное или неправильное.

Для мирового правозащитного общества 2018 год ознаменовался 70-ой годовщиной создания Всеобщей Декларации прав человека.

Фраза из нее известна каждому, она гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.»

И соблюдать все эти права и обязанности человека должно государство. Но вряд ли удастся отыскать хоть одно государство, которое на 100% придерживалось бы данное предписание.

Авторы российской Конституции целиком и полностью опирались на Декларацию, создавая главный правовой документ нашей страны. Права и свобода человека здесь в приоритете. За соблюдением всех аспектов следят местные органы самоуправления, обеспечиваются эти права правосудием.

Но и это ограничение может происходить только в рамках закона и не причинять вред виновному. При этом, ни в коем случае нельзя ограничит право на жизнь и достоинство человека.

Каждый человек имеет гарантию на судебную защиту своих прав. Сюда же относится возможность получения квалифицированной судебной помощи.

Если человек уверен, что государство не стремится в полной мере осуществить всех его правовых гарантий и состав преступления на лицо. он может обратиться в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека.

Конституция Российской Федерации предусматривает специальный институт, контролирующий соблюдение прав и свобод человека. С 2016 года в России этот пост занимает Татьяна Николаевна Москалькова. В этой должности она пробудет пять лет.

Примеры нарушения прав человека в России

Ежегодно на имя уполномоченного по правам человека поступают жалобы о фактах несоблюдении прав и свобод граждан. Большая доля этих заявлений написана на конкретных лиц.

Остается надеяться, что этот показатель отражает истинное положение вещей, и фактов нарушения прав и свобод граждан в предыдущем году было действительно меньше.

Тематика жалоб разнообразная. Люди жалуются на уголовно-процессуальное законодательство, почти треть обращений (30%) связана именно с этим направлением.

Есть жалобы на жилищное законодательство, таких набралось больше 17%. Почти половина обращения содержит жалобы на уголовно-исполнительное законодательство.

Ярким примером нарушения прав человека стала ситуация с многодетной семьей Н. в Тульской области.

Местное самоуправление пожелало получить приобретенную семьей квартиру в собственность муниципалитета потому, что по данному объекту в прошлом были зафиксированы мошеннические сделки.

Судебные органы поддержали позицию муниципальных властей и вынесли решение о выселении семьи из честно приобретенной квартиры. Решением верховного суда данное постановление было отменено и права семьи на жилплощадь были восстановлены.

Не раз отмечались факты незаконного возбуждения уголовных дел.

Так, по факту обращения Уполномоченного к прокурору Ивановской области было заведено 2 уголовных дела против лиц, пытавшихся незаконно присвоить себе средства умершей супруги пенсионера С.

В результате, права пенсионера были восстановлены, деньги возвращены, а обратившийся пенсионер был признан потерпевшим лицом.

За предыдущий год к Уполномоченному поступил ряд жалоб на нарушение прав граждан в местах принудительного содержания. Целый ряд обращений на имя Уполномоченного написали родственники и правозащитники, ходатайствуя за осужденную Р.

, содержащуюся Пермском ГУФСИН. У женщины был диагностирован рак, но во время содержания в учреждении ей не проводилось должное медицинское обследование, не говоря уже про лечение.

В результате вмешательства осужденной провели все требуемые процедуры и назначили комплексное лечение.

И эти факты далеко не единичны, если учитывать, что на стол к Уполномоченному попадают далеко не все обращения от граждан. Большую их часть все же решают на местном уровне.

Куда писать жалобу

Для начала необходимо написать заявление в местную прокуратуру. Именно туда следует обращаться в случаях нарушений в первую очередь. Этот орган призван на местном уровне следить за тем, чтобы права граждан соблюдались по всем пунктам.

Обращение может быть по следующим причинам:

  • Невыплата заработной платы или ее задержка.
  • Отказ должностных лиц в выдаче необходимых документов, неоказание определенных услуг. Например, гражданин обратился в БТИ, где ему отказались выдать документы на перепланировку без указания на то причин.
  • Несоблюдение прав человека, находящегося под стражей или отбывающего наказание в местах лишения свободы.
  • Нежелание следователя, прокурора, приставов или любых других должностных лиц следовать «букве закона» и выполнять свои обязанности. Можно написать жалобу и в случае превышения должностными лицами своих полномочий.
  • Жалоба на местные органы самоуправления в случае невыполнения ими своих обязательств.
  • Жалоба на управляющую компанию, если ее руководство злоупотребляет доверием граждан и не выполняет своих обязанностей или превышает взятые на себя обязательства.

Это лишь часть ситуаций, при которых гражданин может обратиться в прокуратуру, требуя соблюдение законности.

Как писать заявление

Жалобу в прокуратуру можно направить любым удобным для себя способом:

  • Прийти на прием лично и на месте написать жалобу с приложением к ней всех необходимых документов, подтверждающих факт нарушения;
  • Сделать это при помощи электронного письма, к нему также необходимо будет приложить все электронные варианты необходимых документов;
  • Написать письменное обращение и отослать его по почте, не забудьте также приложить копии всех бумаг. Письмо нужно отправлять с уведомлением, не лишним будет сделать опись вложений.

Большинство граждан идут традиционным способом и обращаются в прокуратуру лично, считая этот способ самым надежным.

После проведения всех необходимых проверок на имя заявителя поступит ответное письмо от прокурора, в котором будут прописаны принятые меры и результат рассмотрения жалобы.

В этом случае жалобу также можно лично принести в приемную чиновника, можно отправить заявление посредством электронной почты, что весьма удобно, учитывая просторы нашей родины, можно отослать бумагу по почте или сделать заявление посредством социальных сетей.

Срок рассмотрения жалобы – 10 дней с момента ее получения. По истечении этого срока Уполномоченный должен вынести свое решение по поводу дальнейшей судьбы жалобы.

Срок окончательного рассмотрения зависит от того, сколько времени уйдет на получение всех необходимых запросов из соответсвующих органов. Ответ заявитель получит тем способом, который указал в заявлении.

Кто еще следит за соблюдением прав граждан?

Не последнюю роль в соблюдении прав и гарантий граждан выполняют сотрудники правоохранительных органов. Если в отношении сотрудника полиции был выявлен факт нарушения им своих должностных полномочий, наказание постигнет его независимо от занимаемой должности.

Это могут нарушения, совершенные по роду служебной деятельности. За них он несет ответственность как должностное лицо. Это может превышение служебных полномочий или невыполнение своих служебных обязанностей.

За это нерадивого сотрудника могут привлечь к дисциплинарной, уголовной или материальное ответственности:

  • Дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел – все зависит от степени тяжести проступка. Наказание в этом случае определяет руководитель провинившегося.
  • Уголовная ответственность наступает в результате совершения общественно-опасного проступка. Это может быть преступление против государственной власти и интересов государственной службы – злоупотребление своими полномочиями, получение взятки, подлог, халатность и т.п. Подобное наказание может наступить и в результате незаконного привлечения человека к уголовной ответственности, фальсификация доказательств, сокрытие настоящего преступника – что является прямым нарушением прав человека. Нарушение тайны переписки, посягательство на частную собственность также караются реальным сроком.
  • Материальная ответственность наступает в результате служебного проступка, если был причинен вред имуществу органов внутренних дел. В этом случае сотрудник должен будет возместить нанесенный материальный вред. Это может быть повреждение транспорта, специальной техники, средства связи, одежды.

Вывод

Только в этом случае он сможет в полной мере пользоваться всеми положенными ему гарантиями. В случае нарушения прав человека можно восстановить справедливости, обратившись в соответствующую структуру.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/narushenie-i-ushhemlenie-prav-cheloveka/

Закон о неприкосновенности

В российском законодательстве не имеется единого закона о частной жизни и личном пространстве. Данные вопросы регламентируются положениями Конституции, Уголовного и Гражданского кодексов РФ. В рассмотрении правовых аспектов частной жизни следует акцентировать внимание на соответствующих статьях указанных документов.

Описание закона о неприкосновенности

Закон о личной жизни человека представлен следующими положениями:

  • статья 23 Конституции Российской Федерации;
  • статья 152.2 Гражданского кодекса РФ об охране частной жизни;
  • статья 137 Уголовного кодекса РФ о нарушении неприкосновенности человека.

Ст 23 Конституции РФ определяет право человека на неприкосновенность, личную и семейную тайну, а также защиту своей чести и доброго имени. В данное понятие включается тайна переписки и телефонных разговоров, а также иных сообщений личного характера. Конституция предписывает, что ограничение данного права вводится только решением суда.

Гражданский кодекс в ст 152.2 определяет следующие аспекты в неприкосновенности и охране частной жизни:

  • без согласия гражданина не допускается собирать или хранить информацию о его происхождении, месте жительства или пребывания, личной или семейной тайне и иных аспектах частной жизни, если иное не предусмотрено законом;
  • сбор и хранение сведений, а также их использование и распространение, допускается в государственных или общественных интересах, а также в случаях, когда гражданином ранее было дано согласие на подобные действия;
  • неправомерным использованием незаконно полученной информации и посягательством на неприкосновенность является также включение сведений в произведения науки, искусства или литературы при условии, что были нарушены интересы и права гражданина;
  • если незаконно полученная информация содержится на информационных носителях, то по закону о неприкосновенности личного пространства гражданин вправе требовать через суд удаление всех сведений и их носителей;
  • соблюдение защиты частной жизни умершего гражданина вправе требовать его дети, родители или супруг.

Уголовный кодекс в статье 137 предписывает следующие положения о нарушении неприкосновенности частной жизни:

  • ответственность за незаконный сбор и распространение сведений о личной или семейной жизни гражданина, учитывается ее распространение в публичных выступлениях или иные способы раскрытия информации;
  • отдельно регламентируется ответственность за те же действия, но при использовании должностным лицом своего служебного положения;
  • ответственность за нарушение личного пространства и неприкосновенности несовершеннолетнего, получившего в результате противоправных действий нравственный или физический вред.
Читайте также:  Зарплата сотрудников налоговой инспекции в 2018 году

Ознакомьтесь  ФЗ-123 «О пожарной безопасности» с последними изменениями

Указанные положения определяют основное конституционное право гражданина – любая информация, составляющая тайну его личной или семейной жизни, охраняется законом о неприкосновенности. Разглашаться она может только с согласия человека или через постановление суда.

Скачать текст закона о личном пространстве человека

Скачать положения о неприкосновенности частной жизни по закону можно по следующим ссылкам:

  • статья 23 Конституции РФ – здесь;
  • статья 152.2 ГК РФ – здесь;
  • статья 137 УК РФ – тут.

Документы представлены в последних редакциях с актуальными изменениями на август 2017 года. Любые нарушения оформляйте согласно 59 ФЗ об обращении граждан.

Дополнительно изучите 419-ФЗ с изменениями об условиях для инвалидов.

Изменения в законе о неприкосновенности частной жизни

Закон о нарушении личного пространства в рамках представленных положений претерпел ряд изменений, коснувшихся в основном ст 137 УК РФ. Конституционное право гражданина на неприкосновенность частной жизни по закону осталось неизменным с момента принятия основного документа страны.

Ст 152.2 введена в Гражданский кодекс 2 июля 2013. С момента введения не претерпела никаких изменений.

Изменения несколько раз вносились в ст 137 Уголовного кодекса. Последние поправки были введены 28 декабря 2013. По ним была добавлена часть 3 о незаконном распространении информации, касающейся несовершеннолетних. Также была определена и ответственность за данное нарушение закона о неприкосновенности частной жизни.

Защита личного пространства по закону

Защита законом личного пространства и неприкосновенности частной жизни предполагает ответственность за противоправные действия. Наказания регулируются Уголовным кодексом в соответствии с положениями статьи 137:

  • незаконный сбор и разглашение личной информации подразумевают штраф до 200 тыс. рублей или в размере дохода за полтора года, принудительные работы или лишение свободы сроком до двух лет;
  • те же действия с использованием должностного положения в нарушении неприкосновенности – штраф до трехсот тыс. или в размере двухлетнего оклада, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет;
  • незаконное разглашение информации о несовершеннолетнем, подвергшемся насилию, подразумевает штраф до 350 тыс. рублей или в размере трехлетнего заработка, принудительные работы или лишение свободы до пяти лет.

Приведенные цифры указаны в максимальных значениях. Допускаются ситуации с минимальными штрафами или арестами, в зависимости от тяжести действий в нарушении закона о неприкосновенности.

Так же рекомендуем ознакомиться с положениями закона о персональных данных в последней редакции.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-neprikosnovennosti/

Конституция и кодексы

Конституция РФ закрепляет основные права и свободы граждан, статья 43 Конституции — право граждан на образование, а статья 44 — право на творчество и интеллектуальную собственность: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч.1 ст.44).

Кодексы

В этот сборник законодательства включены те кодексы, которые могут потребоваться при решении широкого круга вопросов, связанных с наукой или образованием.

Основным из этих кодексов для наших целей является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ): «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные
обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения…» (ст.2 ГК РФ).
Ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), ст.138 ГК РФ посвящена интеллектуальной собственности, ст.139 ГК РФ дает понятия служебной и коммерческой тайны. Глава 38 части второй ГК РФ регламентирует выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

«Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (ст.15 ТК РФ).   «Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора…» (ст.16 ТК РФ).
Обратите внимание, что иные отношения, например, отношения, возникающие между автором и организацией на основе авторского договора, либо отношения, возникающие на основе лицензионного договора и т.п. регламентируются не Трудовым кодексом, а гражданским законодательством.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ). Виды этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Глава 23 НК РФ (ст.207-233) устанавливает налог на доходы физических лиц и  глава 25.3 НК РФ (ст.333.16-333.42) устанавливает случаи, размер и порядок уплаты государственной пошлины.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает виды нарушений в различных сферах деятельности и наказания за эти нарушения: глава 5 КоАП РФ — административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст.5.27 — 5.34, 5.40, 5.

42 — нарушения в сфере трудовых отношений),  глава 7 КоАП РФ — административные правонарушения в области охраны собственности (ст.7.12 — нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, ст.7.

28 — нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных
государствах), глава 14 КоАП РФ — административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст.14.

20 — нарушение законодательства об экспортном контроле), глава 15 КоАП РФ — административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) устанавливает виды правонарушений, которые признаются преступлениями, и наказания за эти преступления: глава 19 УК РФ — преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст.143, 145, 145.1 — в трудовой сфере, ст.146 — нарушение авторских и смежных прав, ст.

147 — нарушение изобретательских и патентных прав, ст.180 — незаконное использование товарного знака, ст.ст.198,199, 199.1, 199.2 — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и др. налоговые нарушения), глава 28 УК РФ — преступления в сфере компьютерной информации, глава 29 УК РФ — преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.

ст.283-284 — в отношении государственной тайны).

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ): в какой суд необходимо обратиться (Глава 3.

Подведомственность и подсудность), обращение в суд через адвоката или иного представителя (Глава 5. Представительство в суде), 
доказательства в суде, в том числе и проведение экспертизы (Глава 6.

Доказательства и доказывание) — все эти и др. вопросы регламетируются ГПК РФ.

Судопроизводство в арбитражных судах регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

Область деятельности арбитражных судов — разрешение споров и защита законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций и граждан.

Гражданин-предприниматель может обратиться в арбитражный суд за защитой своих интересов в предпринимательской деятельности.

Источник: http://elementy.ru/law/kodex.htm

Уголовный Кодекс РФ 2018 года (УК РФ редакция 2018-2019)

Уголовный кодекс РФ считается базисным и единственный источником уголовного права. Является единственным нормативным актом в нашей стране, устанавливающим преступность и наказуемость деяний. Провозглашает принципы справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом.

Определяет также действие закона в отношении людей, совершивших преступление вне пределов российского государства.

Регламентирует такие вопросы, как сила уголовного закона во времени и в пространстве, совокупность и рецидив преступлений, основание уголовной ответственности, обратная сила уголовного закона и т.п.

Уголовный кодекс РФ был принят 24.05.1996 г.

Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 3. Принцип законности

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Статья 5. Принцип вины

Статья 6. Принцип справедливости

Статья 7. Принцип гуманизма

Статья 8. Основание уголовной ответственности

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Статья 9. Действие уголовного закона во времени

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья 14. Понятие преступления

Статья 15. Категории преступлений

Статья 16. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Статья 17. Совокупность преступлений

Статья 18. Рецидив преступлений

Глава 4. ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Статья 21. Невменяемость

Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Глава 5. ВИНА

Статья 24. Формы вины

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Статья 27. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Глава 6. НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Статья 29. Оконченное и неоконченное преступления

Статья 30. Приготовление к преступлению и покушение на преступление

Статья 31. Добровольный отказ от преступления

Глава 7. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении

Статья 33. Виды соучастников преступления

Статья 34. Ответственность соучастников преступления

Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)

Статья 36. Эксцесс исполнителя преступления

Глава 8. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Статья 37. Необходимая оборона

Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Статья 39. Крайняя необходимость

Статья 40. Физическое или психическое принуждение

Статья 41. Обоснованный риск

Статья 42. Исполнение приказа или распоряжения

Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Статья 43. Понятие и цели наказания

Статья 44. Виды наказаний

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

Статья 46. Штраф

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Статья 49. Обязательные работы

Статья 50. Исправительные работы

Статья 51. Ограничение по военной службе

Статья 52. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Статья 53. Ограничение свободы

Статья 53.1. Принудительные работы

Статья 54. Арест

Статья 55. Содержание в дисциплинарной воинской части

Статья 56. Лишение свободы на определенный срок

Статья 57. Пожизненное лишение свободы

Статья 58. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

Статья 59. Смертная казнь

Глава 10. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Статья 60. Общие начала назначения наказания

Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание

Статья 62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

Статья 63.1. Назначение наказания в случае нарушения досудебного соглашения о сотрудничестве

Статья 64. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление

Статья 65. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении

Статья 66. Назначение наказания за неоконченное преступление

Статья 67. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии

Статья 68. Назначение наказания при рецидиве преступлений

Статья 69. Назначение наказания по совокупности преступлений

Статья 70. Назначение наказания по совокупности приговоров

Статья 71. Порядок определения сроков наказаний при сложении наказаний

Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания

Статья 72.1. Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией

Статья 73. Условное осуждение

Статья 74. Отмена условного осуждения или продление испытательного срока

Глава 11. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 75. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Статья 76.1. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности

Статья 76.2. Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Статья 77. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Читайте также:  Востребованные профессии в китае для русских в 2019 году

Статья 78. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

Глава 12. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Статья 80. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Статья 80.1. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки

Статья 81. Освобождение от наказания в связи с болезнью

Статья 82. Отсрочка отбывания наказания

Статья 82.1. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией

Статья 83. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда

Глава 13. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ. СУДИМОСТЬ

Статья 84. Амнистия

Статья 85. Помилование

Статья 86. Судимость

Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Статья 94. Сроки давности

Статья 95. Сроки погашения судимости

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера

Статья 98. Цели применения принудительных мер медицинского характера

Статья 99. Виды принудительных мер медицинского характера

Статья 100. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях

Статья 101. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях

Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

Статья 103. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

Глава 15.1. КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

Статья 104.1. Конфискация имущества

Статья 104.2. Конфискация денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации

Статья 104.3. Возмещение причиненного ущерба

Глава 15.2. СУДЕБНЫЙ ШТРАФ

Статья 104.4. Судебный штраф

Статья 104.5. Порядок определения размера судебного штрафа

Глава 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Статья 105. Убийство

Статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка

Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта

Статья 108. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

Статья 110. Доведение до самоубийства

Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

Статья 110.2. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Статья 116. Побои

Статья 116.1. Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию

Статья 117. Истязание

Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации

Статья 121. Заражение венерической болезнью

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности

Статья 124. Неоказание помощи больному

Статья 125. Оставление в опасности

Глава 17. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Статья 126. Похищение человека

Статья 127. Незаконное лишение свободы

Статья 127.1. Торговля людьми

Статья 127.2. Использование рабского труда

Статья 128. Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях

Статья 128.1. Клевета

Источник: https://ipipip.ru/uk/

Кто в ответе за нарушение Конституции?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Парадокс ли, что действующая Конституция РФ 1993 года не имеет надлежащего механизма своей защиты? Часть конституционных норм защищается уголовным и административным законодательством.

Например, это характерно для конституционных прав граждан, указанных в главе 2 Конституции: ответственность за их нарушение есть в Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ.

Но что будет, если государство само станет проводить какую-либо идеологию в нарушение статьи 13 Конституции РФ?

Кто ответит за фактическую зависимость, несамостоятельность органов местного самоуправления (нарушение статьи 11)?

Кто в ответе за то, что политика государства по факту не направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (нарушение статьи 7)?

Кто несет ответственность за то, что Центральный банк не защищает и не обеспечивает устойчивость рубля, а периодически сознательно ослабляет его (нарушение статьи 75)?

Кто отвечает за то, что за 24 года так и не принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании», принятие которого предусмотрено статьей 135 Конституции РФ?

В рамках юридического комментария рассмотрим подробно суть данной новеллы в проекте Конституции ПНТ.

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 5 ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ РОССИИ «САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ»

Статья 5. Санкции за нарушение Конституции России

1. Лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы, за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с законодательством России.

2. Депутаты палаты Народного собора России за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России.

КОММЕНТАРИЙ:

Комментируемая статья 5 проекта Конституции России посвящена вопросам ответственности за нарушение Конституции России. Статья 5 расположена в главе 1 «Общие положения» в разделе 1 «Ценностные основы конституционного устройства России».

Обычно положения об ответственности за нарушение норм закона располагаются в заключительных структурных единицах (в последних статьях закона), если только это не специальный закон об ответственности.

Игнорирование этого приема законодательной техники может быть связано с необходимостью подчеркнуть наличие работающего механизма принуждения к исполнению норм Конституции России. Положениями об ответственности государства за реализацию своих полномочий пронизан весь текст проекта Конституции России.

Принцип ответственности за результаты государственного управления закреплен в статье 144 проекта Конституции России, это также вид ответственности за нарушение Конституции России.

https://www.youtube.com/watch?v=LJdfTHSX9KI

Действующая Конституция РФ 1993 года прямо предусматривает ответственность лишь за нарушение отдельных положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина.

Например, часть 3 статьи 41 Конституции РФ 1993 года предусматривает ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Фактически это единственное, за что Конституция РФ 1993 года обязывает законодателя установить ответственность.

Необходимость закрепления ответственности за нарушение других конституционных норм (например, за нарушение неприкосновенности частной жизни, жилища, нарушение правил рассмотрения обращений граждан и других) презюмируется.

Если за нарушение положений Конституции или закона не установлена ответственность, то эти положения не воспринимаются как общеобязательные. Обеспечение реализации содержащихся в Конституции и законах норм права государственным принуждением отличает нормы права от других норм. В этом смысле расположение статьи 5 проекта Конституции России в самом начале Конституции подчеркивает ее основное отличие от действующей Конституции РФ 1993 года, которая очень мало говорит об ответственности государства за неисполнение Конституции.

Необходимо отметить, что использование термина «санкции» в наименовании статьи неудачно с точки зрения теории права.

В теории права санкция — это элемент правовой нормы, указывающий на неблагоприятные правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции нормы.

С учетом того, что комментируемая статья не содержит конкретных санкций за нарушение Конституции России, в наименовании статьи корректно было бы использовать термин «ответственность» вместо термина «санкции».

Предмет статьи 5 проекта Конституции России корреспондирует со второй частью понятия «ответственность государства», изложенного в статье 2: ответственность это также обязанность государственных органов, государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, подвергаться мерам правового принуждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Статья 5 говорит именно о мерах правового принуждения, обеспечивающих соблюдение Конституции России.

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы, за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с законодательством России.

Закреплены субъекты ответственности: лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы. Из проекта Конституции России не следует напрямую, кто относится к указанным лицам.

Однако из действующего законодательства (Указ Президента РФ от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации») можно предположить, что лицами, замещающими государственные должности, по смыслу проекта Конституции России являются, например, Президент России, федеральные министры, Уполномоченный по правам человека, Председатель Государственной избирательной комиссии и его заместители, Генеральный прокурор и его заместитель, Председатель Конституционного Суда, председатели палат парламента и их заместители, высшие должностные лица субъектов России, федеральные судьи и другие.

Перечни должностей государственной службы определяются соответствующими реестрами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. К таким должностям относятся, например, заместители министров, руководители (начальники) подразделений аппаратов, территориальных органов, служб, департаментов, отделов, прокуроры и другие.

Конституционная норма, таким образом, подразумевает, что ответственность должны нести все государевы люди, которые хотя бы минимально участвуют в принятии решений и руководят кем-то.

Ответственности подлежат как лица, замещающие государственные должности федерального уровня и должности федеральной государственной службы, так и лица, замещающие государственные должности субъектов России и должности государственной службы субъектов России. Это справедливо и для должностных лиц на уровне муниципалитетов.

В качестве родовых характеристик составов конституционных правонарушений часть 1 статьи 5 называет неисполнение и ненадлежащее исполнение требований Конституции России. Неисполнение характеризуется бездействием должностного лица, игнорированием своих полномочий, которые предполагают не только право, но и обязанность действовать.

Ненадлежащее исполнение означает неполное, неэффективное, не соответствующее ценностным требованиям Конституции России исполнение полномочий, недостижение поставленных задач.

Частным случаем ответственности за ненадлежащее исполнение является ответственность за результаты государственного управления, которая в качестве принципа фигурирует в статье 144 проекта Конституции России.

Норма части 1 статьи 5 проекта Конституции России содержит отсылку к законодательству России, которым должна быть установлена ответственность за конкретные нарушения Конституции России. Имеется в виду, что ответственность может быть уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, а также конституционная.

Частично такая ответственность установлена действующим законодательством, в той части, в которой проект Конституции России повторяет нормы Конституции РФ 1993 года.

Например, это касается ряда прав человека, за нарушение которых ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (избирательные права).

2. Часть 2 комментируемой статьи особо выделяет ответственность депутатов палат Народного собора России (парламента) за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России.

Депутаты палат Народного собора России являются специальным субъектом конституционной ответственности. Это предполагает также специфичность составов правонарушений для данных субъектов.

Ответственность депутатов должна быть установлена федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России.

Депутаты палаты Народного собора России за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России.

По смыслу конституционных положений в их совокупности после вступления в силу Конституции России должен быть принят федеральный конституционный закон «О Народном соборе России». Таким образом, вопросы ответственности депутатов должны регулироваться именно этим федеральным конституционным законом.

Необходимые процедуры должны быть описаны в регламентах палат парламента.

Выделение депутатов федерального парламента в отдельную категорию субъектов конституционной ответственности обусловлено их особым статусом избранных представителей Народа в выборных государственных органах. Такие лица имеют особые обязанности перед Народом России.

В частности, они обязаны реализовывать наказы избирателей (статья 226).

В свою очередь избиратели имеют право отозвать своих депутатов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения избранным представителем в выборном государственном органе своих обязанностей или наказов избирателей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение депутатом своих обязанностей или наказов избирателей является конституционным правонарушением.

Отзыв депутата избирателями является мерой конституционной ответственности за это правонарушение.

Установление статуса и порядка передачи наказа избранным представителям в выборных государственных органах, контроля и оценки их деятельности, возможности до срочного отзыва является одной из гарантий народовластия (статья 45).

Часть 6 статьи 226 проекта Конституции России закрепляет, что порядок работы с наказами и отзыва избранного лица определяются федеральным законом.

Данная норма содержит неопределенность в вопросе о том, должен ли приниматься специальный федеральный закон о наказах и отзыве избранного лица (в этом случае под избранным лицом может пониматься депутат любого уровня власти) и в какой степени он будет регулировать вопросы ответственности федеральных депутатов, если их ответственность должна устанавливаться федеральным конституционным законом.

Кроме того, существует неопределенность в вопросе о соотношении всех трех законов, которые должны быть приняты во исполнение Конституции России: «О Народном соборе России», «О конституционной (политической) ответственности», «О наказах избранному лицу и об отзыве избранного лица».

Вопрос о конкретных формах ответственности для различных субъектов ответственности решается в других статьях проекта Конституции России. Например, для Президента России предусмотрено две формы ответственности: вынесение предупреждения и отрешение от должности (часть 2 статьи 152).

С учетом существующих в проекте Конституции России норм о конституционной ответственности Президента России можно констатировать неудачность формулировок комментируемой статьи, так как она, принимая во внимание особый статус депутата палаты Народного собора России, не учитывает особый статус Президента России.

В целом в проекте Конституции России можно выделить две группы субъектов ответственности за нарушение Конституции: выборные и назначаемые.

Читайте также:  Страховка в ирландию: оформление в режиме онлайн

С порядком наделения полномочиями этих субъектов связана и специфика мер и механизмов их ответственности.

Конкретные меры и механизмы ответственности должны быть предусмотрены специальными законами, что и предусмотрено обеими частями статьи 5 проекта Конституции России.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

«Здесь будет город-сад!» ПНТ о жилищном вопросе

Российская Конституция и право о социальной справедливости

Наш ответ на «Критический разбор» проекта Конституции России (часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI)

Высшие ценности России. Кто в ответе за них?

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/ideas/kto-v-otvete-za-narushenie-konstitucii

О конституционности статьи 282 уголовного кодекса россии

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится ряд так называемых «антиэкстремистских» составов, которые предусмотрены статьями 280, 282, 282.1, 282.2. Уголовное преследование, которое осуществляется по этим статьям, вызывает в российском обществе большой резонанс.

Так, например, правозащитники предлагают считать осужденных по этим статьям «узниками совести», «политическими заключенными»[1]. Вновь создаваемые политические партии включают в свои программы требование исключения этих статей из УК (например, Национально-демократическая партия).

Наибольшим злом противники антиэкстремистского законодательства считают состав статьи 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

Декриминализация деяния, предусмотренного именно этой статьей, считается необходимым условием пересмотра всей государственной антиэкстремистской политики в Российской Федерации[2].

Данная проблема заинтересовала автора данной статьи как исследователя-конституционалиста.

Учитывая то, что Конституция Российской Федерации является базой текущего законодательства[3], и положения иных законов должны развивать ее предписания, а не противоречить им, автор решил предпринять попытку конституционного анализа состава, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса.

Таким образом, данная статья представляет собой итоги доктринального толкования[4] ряда положений Конституции и уголовного законодательства, полученные в ходе исследования соответствия статьи 282 УК РФ Конституции России.

Сначала обратимся к анализу отдельных элементов состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК.

Сам состав сформулирован как «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

Часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса устанавливает два объекта посягательств для данного деяния – достоинство человека и достоинство группы лиц.

Между тем, часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации в качестве охраняемого государством объекта называет достоинство личности.

Таким образом, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации неоправданно расширен круг объектов возможных для данного деяния посягательств.

Следовательно, часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса противоречит части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых позициях, ссылаясь на собственную практику, а также, на практику Европейского суда по правам человека, указывал на то, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. «Неопределенность содержания правовой нормы, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР „О Государственной налоговой службе РСФСР“ и Законов Российской Федерации „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и „О федеральных органах налоговой полиции“, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым — нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона»[5].

Приведем правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации из другого Постановления: «Любое преступление, а равно и меры уголовной ответственности за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы — в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, — каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия). Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм — в противоречие названным конституционным принципам, из которых, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П и от 27 мая 2003 года N 9-П)»[6].

В том же Постановлении по делу гражданки М.А.

Асламазян Конституционный Суд сослался на практику Европейского суда по правам человека, указав следующее: «Необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает и Европейский Суд по правам человека при применении содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод общих принципов, лежащих в том числе в основе оценки соответствия ее положениям внутригосударственного права. Согласно позициям Европейского Суда по правам человека закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (постановления от 26 апреля 1979 года по делу „Санди Таймс“ (Sunday Times) против Соединенного Королевства (N 1)» (пункт 49), от 31 июля 2000 года по делу «Йечиус (Jecius) против Литвы» (пункт 56), от 28 марта 2000 года по делу «Барановский (Baranowski) против Польши» (пункты 50 — 52), от 28 октября 2003 года по делу «Ракевич против Российской Федерации» (пункт 31), от 24 мая 2007 года по делу «Игнатов против Российской Федерации» (пункт 74), от 24 мая 2007 года по делу «Владимир Соловьев против Российской Федерации» (пункт 86)».

Наконец, в Постановлении по делу гражданки М.А.

Асламазян, Конституционный Суд сформулировал следующее: «особую значимость требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе общего правового регулирования приобретают применительно к уголовному законодательству, являющемуся по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 270-О)».

Согласно данной правовой позиции, принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания. Уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления, отграничивая его от иных противоправных и тем более — от законных деяний.

Учитывая вышеперечисленные доводы и аргументы, положенные Конституционным Судом Российской Федерации в основу его же собственных правовых позиций, считаем, что часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса противоречит принципу правовой определенности правовых норм, части 2 статьи 19, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, по нижеследующим причинам.

В части 1 статьи 282 Уголовного кодекса нет четкого перечня действий, которые могли бы подпадать под действие данной статьи, что допускает произвольное толкование ее в этой части, и нарушение прав личности.

В указанной части статьи 282 не содержится критериев установления причинно-следственной связи между действиями индивида и последствиями в виде возбуждения вражды, ненависти, а также унижением достоинства лиц. Обусловленность возникновения данных явлений действиями лица совершенно неочевидна.

Это также может послужить основанием злоупотреблений при привлечении  лиц к уголовной ответственности по данной статье.

Наконец, если в результате возможного возбуждения ненависти или вражды, выразившегося в совершении какими-либо лицами насильственных действий, или иных деяний, запрещенных действующим, в частности, уголовным законодательством, лицо будет привлечено к ответственности по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса, получится, что оно будет отвечать за действия других лиц. Это недопустимо, так как противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также принципу персональной ответственности лица за совершенные им, в частности, уголовно наказуемые деяния.

Теперь обратимся к нормам Конституции, которые текстуально и содержательно близки к диспозиции статьи 282 УК РФ.

Часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на создание и деятельность тех общественных объединений, цели или действия которых связаны с насилием, в частности, направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации устанавливает в качестве недопустимых действий пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В силу того, что статья 13 находится в главе 1 «Основы конституционного строя», другие положения Конституции, согласно части 2 статьи 16 данного акта, не могут ей противоречить. В частности, не могут произвольно расширять круг субъектов, в отношении которых действуют установленные частью 5 статьи 13 запреты.

Так как в части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации речь идет лишь об общественных объединениях, то и в части 2 статьи 29 запрет соответствующей пропаганды и агитации распространяется только на данный вид субъектов права.

Нахождение запрета, указанного в части 2 статьи 29, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», обусловлено тем, что его наличие защищает права и свободы личности – человека и гражданина – а не тем, что он распространяется на личность (физическое лицо).

Таким образом, системное толкование части 5 статьи 13 и части 2 статьи 29 в их взаимосвязи, с учетом положения части 2 статьи 16, позволяет сделать вывод, что за деяние, предусмотренное статьей 282 (частью 1) Уголовного кодекса, законодателем неправомерно установлена уголовная ответственность.

Неправомерность установления за данное деяние уголовной ответственности заключается в ее возложении на субъекта, который не предусмотрен Конституцией Российской Федерации в качестве такового – на физическое лицо (личность, индивида). Ограничения, установленные в части 5 статьи 13 Конституции и части 2 статьи 29 распространяются исключительно на общественные объединения.

В поддержку вышеизложенной позиции можно привести и положения общепризнанных принципов и норм международного права, которые, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает необходимость запрета законом всякой пропаганды войны и необходимость запрета законом всякого выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющего собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод  говорит, что осуществление права на свободное выражение своего мнения может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Ни в том, ни в другом международно-правовом акте, обладающих высоким международно-правовым статусом и значительной юридической силой, больше юридической силы Конституции Российской Федерации, не содержится указания на то, что упомянутые запреты и санкции должны или могут носить уголовно-правовой характер.

Таким образом, часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса, устанавливая ответственность для физического лица за указанное в ней деяние, противоречит тем самым Конституции Российской Федерации.

Источник: https://krasn.pravo.ru/analytic/view/34940/

Ссылка на основную публикацию